рекомендации

воскресенье, 28 июля 2013 г.

Обзор Bodhi Linux 2.3.0 - свежая струя


Не так давно у меня случился очередной приступ в плане желания попробовать чего-нибудь новенького - дистрибутив или графическое окружение. Покопавшись на http://distrowatch.com/, я решил остановиться на Bodhi, так как я никогда не устанавливал этот дистрибутив, да и в качестве рабочего окружения по умолчанию здесь используется Enlightenment, о котором я много слышал, но никогда не пробовал им пользоваться.
Сказано - сделано. Скачиваем ISO-образ, заливаем его на флешку и загружаемся с нее. Сначала быстро глянем на live-сессию. Загрузка происходит достаточно быстро, рабочий стол на первый взгляд выглядит достаточно симпатично. Обращает на себя внимание скорость работы. Все просто летает, даже при работе с флешки, без установки на винчестер.


Хорошо, можно устанавливать. Пока на специально выделенный для этих целей небольшой (около 8 Гб) раздел. Так как дистрибутив сделан на базе Ubuntu, в целом процесс установки не отличается от других его многочисленных клонов и потомков.


Хотелось бы отдельно отметить только два момента. Во-первых, я нигде не увидел возможности выбора места установки загрузчика. Изначально я хотел установить его в том же разделе, что и сам дистрибутив, чтобы затем настроить загрузку в своей основной системе. Однако он по умолчанию установился в корневом разделе и затер мой загрузчик (хотя и определил правильно все установленные у меня системы). Хотя в данном случае я склонен списать это обстоятельство на свою невнимательность.
И второе, во время установки выскочило непонятное окошко с сообщением об ошибке. Я уж думал, что придется закругляться, но в итоге все закончилось благополучно.


Итак, перезагружаемся с жесткого диска, и что же мы видим? Плавность и скорость работы меня просто очаровали. Но при этом нижняя панель волшебным образом переместилась на левый край экрана. Кроме того, как видите, часы расположены на рабочем столе, что не очень удобно.


Но все это исправляется буквально в течение пары минут путем несложных манипуляций с меню настройки системной панели.


Далее, несмотря на то, что при установке я выбирал русский язык, после установки никакой локализации я не обнаружил. Положение исправляется переходом по системному меню Settling -> All -> Language -> Language Settling и выбором в списке русского языка. Причем локализация меняется “на лету”, выходить из сеанса не нужно. 


Кстати, несмотря на то, что раскладка клавиатуры исправно переключается по Alt-Shift, индикатора раскладки в трее нет. Его нужно добавить самому, кликнув на панели правой кнопкой мыши и выбрав в меню пункт “содержимое”. Появится окошко со смешным названием “содержимое полки” (видимо переводчик был озабочен покупкой мебели, когда занимался локализацией). Выбираем в списке “клавиатура”, добавляем гаджет. Но это еще не все. Индикатор в виде американского флага есть, но при переключении раскладки он не меняется. Чтобы это исправить, правой кнопкой на флажке, переходим в меню: Клавиатура -> Настройки, и на вкладке “конфигурации” добавляем русский.

С приложениями в Bodhi ситуация по умолчанию напряженная. Имеются только браузер (Midori), файловый менеджер, тестовый редактор (Leafpad), менеджер архивов. Нет даже программы для просмотра изображений. То есть все необходимое нужно доустанавливать самому. С другой стороны, у вас не будет ничего лишнего.
Системный файловый менеджер имеет минимум функциональности, поэтому стоит подумать о чем-то более мощном.


Программы можно устанавливать двумя способами - с помощью самого обычного Synaptic, или из пункта системного меню Bodhi Linux -> Add Software. При этом открывается браузер на странице Bodhi Linux AppCenter со списком приложений. Впрочем сама установка и в этом случае производится с помощью Synaptic.


В целом дистрибутив мне понравился, особенно скорость работы. Возможно, через некоторое время я попробую его в качестве своей основной системы. Но без ложки дегтя, как водится, не обошлось. Каких-либо фатальных недостатков я не обнаружил, но некоторые ньюансы были.
Во-первых, мне не очень понравилось, как работает композитный режим. Окна как-то странно подергиваются. В итоге я его отключил, хотя пришлось потратить время, чтобы найти, где он выключается. Необходимо запустить панель настроек, перейти на вкладку “Расширения”, выбрать там пункт “Модули”. Затем, в появившемся новом окне переходим на вкладку “Вид”, и здесь наконец находим пункт “Композитный режим”. Выделяем его, нажимаем кнопку “Выгрузить”, и готово.


Далее, после установки программ некоторые сразу появляются в системном меню, другие только после выхода из текущего сеанса. Уловить здесь какую-то закономерность мне не удалось.
Еще один негативный момент - нет штатной утилиты для обновления системы, поэтому делать это придется с помощью Synaptic.
В качестве позитивного момента хочу в заключение отметить достаточно качественную локализацию, за исключением некоторых шероховатостей перевода.
На этом все.  Я не стал касаться темы оформления рабочего стола - смены тем, иконок и т.д., так как это дело личного вкуса. Не затрагиваю и воспроизведение мультимедийных файлов - ясно, что оно просто отсутствует, так как по умолчанию в системе не установлено ни одного плейера. Это все нужно устанавливать самому, но проблем здесь возникнуть не должно.
Не думаю, что этот дистрибутив станет очень популярным, но определенный шарм у него есть. Он должен понравиться пользователям, которые любят тонко настраивать систему под себя и не любят кучу предустановленного софта. 

1 комментарий:

  1. Запустился с LiveCD - понравилась операционка. Решил установить, но застрял на вводе имени пользователя, поскольку не могу переключить раскладку. Alt+Shift, который работал экран назад, теперь не работает. Зашибись, чё.

    Каждый раз моя попытка установки линукса терпит фиаско. И почти всегда это какая-то ерунда, с которой мучаешься несколько часов, а потом забиваешь. То проблемы с разрешением, то начинает рябить изображение, не попадая в герцовку, то не переключается раскладка, то зависает на чём-нибудь. И после этого как можно удивляться, почему люди продолжают сидеть на винде. Жену, сестру, всех друзей научил винду устанавливать. Как я могу рекомендовать им linux, когда вечно вот такое? Да тут кто угодно промучившись пол часа сдастся. Не нужен людям этот хардкор, просто не нужен.

    ОтветитьУдалить