рекомендации

понедельник, 15 марта 2021 г.

Обзор дистрибутива Fedora 33 Workstation


В конце октября проект Fedora выпустил релиз Fedora 33 в нескольких различных версиях. Workstation, Server и IoT (Internet of Things) - это три основных выпуска. Fedora CoreOS и Fedora Silverblue считаются новыми выпусками. Есть также несколько спинов и вариантов, которые включают альтернативные среды рабочего стола или настроены на конкретную задачу. В этом обзоре я сосредоточусь на Fedora 33 Workstation.

В Fedora 33 Workstation представлены две интересные новые функции: Btrfs в качестве формата файловой системы по умолчанию и замена zRAM, последняя из которых уже использовалась в Fedora IoT. Остальные обновления включают в себя обычные апгрейды и полировку всего. Fedora 33 Workstation поставляется с ядром Linux версии 5.8, GNOME 3.38, и все приложения и инструменты разработки представлены последними версиями.

Установка Fedora 33 Workstation

Я начал с копирования образа Fedora 33 Workstation на флэш-накопитель и перезагрузки компьютера. В примечаниях к релизу упоминалось, что может быть проблема с Secure Boot, но я оставил Secure Boot включенной, чтобы проверить, возникнут ли у меня проблемы. Затем я перезагрузил свой компьютер, чтобы использовать заводские ключи, и тогда я смог успешно загрузить живой образ Fedora 33 с включенной Secure Boot.


Проблема с Secure boot решена, система быстро загрузилась в среду рабочего стола с диалоговым окном «Try or Install». Я выбрал вариант «Try», чтобы сначала осмотреться. Когда я закончил просматривать различные аспекты среды рабочего стола GNOME 3.38, чтобы увидеть, что изменилось, я запустил Anaconda, чтобы начать установку Fedora 33.


В Fedora 33 Anaconda выполняет только часть процесса установки, поэтому вариантов очень мало. Клавиатура, время и дата и место установки - единственные три вещи, которые пользователь может настроить на этом этапе установки. Из этих трех «Место установки» - единственное, что действительно сложно. Однако для целей этого обзора я выбрал опцию автоматического разбиения на разделы, чтобы опробовать новые настройки Btrfs в Fedora 33 по умолчанию.


Для завершения процесса установки я перезагрузил компьютер. Когда среда рабочего стола загружается в первый раз, для завершения установки запускается мастер начальной настройки GNOME. Можно было настроить несколько параметров конфиденциальности, связанных со службами определения местоположения и автоматическим сообщением о проблемах. Затем мастер установки создал нового пользователя с правами администратора и установил пароль для этого пользователя. Нет запроса на настройку пароля root, поэтому невозможно войти в систему как root, если пользователь не установит пароль для этой учетной записи позже.


После завершения процесса установки появится значительно улучшенная версия приветственного тура GNOME. В этом туре показаны основы среды GNOME, такие как обзор действий и область уведомлений. После просмотра тура я наконец был готов приступить к изучению рабочего стола GNOME 3.38 Fedora 33.

Рабочий стол GNOME в Fedora 33

Как бы мне ни хотелось опробовать различные улучшения GNOME, первое, что я сделал, открыл приложение Disks и некоторые утилиты командной строки, чтобы посмотреть, как выглядит новая схема разделов Btrfs. Мне было приятно видеть, что мне больше не придется иметь дело с разочаровывающе маленьким домашним разделом, с которым я мог бы застрять при использовании параметров по умолчанию в предыдущих версиях Fedora. Мне все равно придется следить за тем, чтобы не заполнить крошечный диск емкостью 64 ГБ, но теперь я мог загружать большие ISO-образы, не исчерпывая места в разделе, несмотря на наличие большого количества свободного места на диске. Нет никаких тесно интегрированных графических утилит для использования преимуществ расширенных функций Btrfs, но для меня просто переход на Btrfs является значительным улучшением качества жизни по сравнению со старой схемой разделов Fedora по умолчанию.


Изучая оставшуюся часть рабочего стола GNOME, я увидел знакомые вещи, но с несколькими новыми улучшениями. Теперь можно вручную отсортировать приложения, отображаемые в списке установленных приложений. Однако это изменение требует ручной сортировки, если вы хотите, чтобы приложения были упорядочены по алфавиту. Я всегда сортировал приложения, которые я добавляю в док, по задачам (веб-браузер и почтовый клиент, офисные приложения, IDE и разные утилиты), но мне всегда нравилось, когда полный список приложений располагался в алфавитном порядке. Теперь каждый раз, когда я устанавливаю новое приложение, мне нужно вручную перетаскивать его в алфавитном порядке. Даже в группе приложений «Utilities», созданной по умолчанию, элементы не отсортированы по алфавиту.

Помимо приятной, но требующей опции автоматической сортировки функции сортировки приложений, GNOME 3.38 действительно отполирован. С точки зрения графики и взаимодействия с пользователем все немного лучше, чем GNOME 3.36. Не настолько хорошо, что пользователь должен броситься немедленно обновляться, но, безусловно, хорошие улучшения для тех, кто уже обновился.

Однако не все в среде Fedora 33 для настольных ПК было идеальным. Я признаю, что мой компьютер - довольно слабая машина с небольшим объемом оперативной памяти, но я обнаружил, что постоянно сталкиваюсь со сбоем вкладок Firefox и уведомлениями о вылете Evince после выхода из программы. Обе проблемы, вероятно, связаны с тем, как Fedora обрабатывает нехватку оперативной памяти, но у меня не было этой проблемы в Fedora 32, а другие дистрибутивы, использующие те же выпуски Firefox и Evince, не имеют никаких проблем. Я надеюсь, что в какой-то момент это будет исправлено, но сейчас использование Fedora 33 довольно раздражает.

Программы по умолчанию

Набор графических приложений по умолчанию, включенных в Fedora 33 Workstation, очень невелик. По сути, это Firefox, LibreOffice Calc, LibreOffice Impress, LibreOffice Writer и различные утилиты GNOME. LibreOffice имеет версию 7, но по какой-то причине в Fedora 33 нет значков для LibreOffice Draw и LibreOffice Math. По-прежнему можно получить доступ к этим частям LibreOffice, открыв один из включенных компонентов LibreOffice, закрыв документ и выбрав новый документ Draw или Math, поэтому я понимаю, почему они решили удалить значки для этих приложений. Возможно, в этих компонентах LibreOffice отсутствуют некоторые расширенные функции, но типы документов по-прежнему указаны в качестве параметров, в отличие от базового компонента, который отключен. При установке пакета libreoffice с помощью dnf создаются значки для этих двух приложений и устанавливается базовый компонент LibreOffice. В более ранней версии Fedora при установке пакета libreoffice добавлялись только базовые компоненты и несколько других дополнительных функций, поэтому я не уверен, почему они решили удалить значки Draw и Math.

В Fedora 33 предварительно предустановлен набор инструментов разработки командной строки. Fedora также включает podman и инструменты для работы с контейнерами. Еще одно изменение заключается в том, что nano теперь является редактором по умолчанию. В предыдущей версии Fedora nano мог быть даже не установлен, если не были установлены определенные группы пакетов.

Установка дополнительных программ

GNOME Software - это графическое приложение, предназначенное для установки дополнительных программ. Для установки дополнительных пакетов RPM в командной строке можно использовать команду dnf, а для установки приложений Flatpak можно использовать flatpak. Однако репозиторий Flathub не включен по умолчанию, поэтому единственные доступные приложения Flatpak - это небольшой список приложений, представленных в репозитории Fedora Flatpak.


Как обычно, когда я использую Fedora, мне пришлось установить репозитории RPM Fusion и включить репозиторий Flathub Flatpak только для того, чтобы получить доступ к нескольким пакетам. Количество пакетов, доступных для Fedora, очень велико. Если бы не некоторые кодеки из RPM Fusion и Zotero из Flathub, я мог бы легко использовать только программные пакеты из репозиториев Fedora.

Я был очень счастлив, когда узнал, что репозитории Fedora 33 содержат пакеты для RStudio (как для настольной, так и для серверной версии) и GnuCOBOL. Я использую оба из них все время, и обычно мне приходится загружать RPM RStudio с веб-сайта проекта и самостоятельно компилировать GnuCOBOL, но Fedora 33 позволяет мне установить обе эти вещи прямо из репозиториев Fedora.

Заключение

Fedora 33 - это первый раз, когда я разочарован выпуском Fedora. Начиная от проблемы безопасной загрузки до постоянно вылетающих вкладок Firefox, работать с этим выпуском Fedora было не очень приятно. Это не было ужасно, но и близко не было к тому, что я обычно испытывал при тестировании релизов Fedora. Я уверен, что все проблемы со временем будут исправлены, но пока мне трудно рекомендовать Fedora 33. Возможно, людям с лучшим оборудованием повезет больше (проблема Firefox, похоже, связана с нехваткой доступной оперативной памяти) , так что попробуйте Fedora 33, если вы поклонник этого дистрибутива. Возможно, ситуация улучшится к тому времени, когда они выпустят возможный точечный релиз для решения проблемы безопасной загрузки, но на сегодняшний день не устранили ни одну из проблем, с которыми я столкнулся при работе над этим обзором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий