рекомендации

вторник, 5 августа 2014 г.

Обзор операционной системы PC-BSD 10.0 Joule

Перевод. Оригинал здесь.

Время от времени меня разбирает любопытство и хочется попробовать какой-нибудь еще UNIX. На этот раз козлом отпущения была выбрана PC-BSD 10.0 Joule - последний релиз. Последний раз, когда я играл с PC-BSD, несмотря на ностальгию,которую я по ней испытую, тестирование закончилось полным фиаско. Live DVD загрузился нормально, но сеть отказалось работать и на этом я остановился. Вряд ли стоит вспоминать 2012 год, прошло уже два года, и я надеюсь, что теперь все будет в порядке. Давайте посмотрим.

Teaser


Установка

Осмотревшись, я нашел только полный установочный DVD, и никакой live-версии. Это значит, что я не смогу провести стандартный для меня тест на ноутбуке, так как для этого пришлось бы заново размечать диск с потерей всех данных. Я выбрал более простой вариант обзора с использованием VirtualBox. Конечно, это не то же самое, что тестирование на реальном железе, но хоть что-то.

Мастер установки одновременно и простой и сложный. Простой, потому что он не требует от вас слишком многого для установки системы, сложный - потому что вы не можете быть действительно уверены в правильности установки всех этих мелких опций и настроек. Вы должны тщательно подойти к разметке диска и созданию файловой системы, чтобы не потерять свои данные при установке на физический жесткий диск. 

Begin install

Имеется несколько опций инсталляции. Вы можете выбрать набор приложений для десктопа или сервера. Первый даст вам полный набор пакетов KDE. Однако инсталлятор может пожаловаться, если у вас меньше 50 Гб свободного места. Он скажет вам, что установка может завершиться неудачно, хотя при выборе пакетов по умолчанию вы легко можете установить систему на 20 Гб. В любом случае, 50 Гб - это смешно.

Install type

Less than 50GB warning

Выбор диска, файловой системы, и вперед. Я не стал долго возиться, так как ZFS требует уважения, поэтому если вы не готовы к этой задаче, лучше не начинать. Инсталляция идет достаточно медленно, заняв около 30 минут.

Config

Installing

Исследование системы

PC-BSD Joule идет со стандартным десктопом KDE и красивой темой.  Также здесь руководство для новичков, в котором описаны концепции системы, подключение к сети и управление пакетами. Конечно, при установке в виртуальной машине это не столь важно, поэтому я не могу сказать, как будет работать беспроводная карта.

Desktop

Guide

Сеть и Samba

Стандартная проводная сеть работает нормально, Samba подключается к сетевым дискам Windows, хотя иногда бывают тайм-ауты. Хотя, помня фиаско с беспроводной сетью в прошлый раз, это вряд ли можно назвать хорошим сравнением.

Samba

Управление пакетами

Установка новых программ в системах UNIX может быть непростой. Однако PC-BSD 10.0 упрощает ее с помощью AppCafe. Это настоящий менеджер пакетов во всех смыслах. Найдите программу и установите ее. Добавьте ярлыки и так далее. Однако список доступных программ включает всего 802 штуки. Это много или мало? Являются ли они полезными и актуальными? Возможно. Действительно ли кому-то нужны все 30000 приложений, доступные в типичном дистрибутиве Linux? Хороший вопрос.

AppCafe

Using AppCafe

Installing new app

AppCafe options

Не все так замечательно. Например, я установил Firefox, но не смог запустить его из-за проблем с профилем. Он не мог создать его, а попытка использовать существующий профиль с другого хоста не удалась. Вне зависимости от моих усилий Firefox просто не запускался.

Firefox error

Вторая часть управления пакетами - обновления. Здесь система без проблем установила все требуемые патчи. Я не стал углубляться в базовую функциональность, так как мы пытаемся обсудить операционную систему с точки зрения человека.

Package manager, updates

Приложения

Репертуар по умолчанию богат, хотя и не без недостатков. С одной стороны, вы получаете несколько хороших, полезных программ, но вам придется слишком часто задействовать AppCafe. У вас много нативных программ из KDE плюс кое-что сверху. Здесь в качестве браузера по умолчанию выступает Konqueror, но он не слишком практичен. Он не позволяет производить поиск, вводя текст в поле URL, к тому же досаждают ошибки с протоколами. Сам поиск также работает не лучшим образом.  Youtube не поддерживается, поэтому мне пришлось воспользоваться другим браузером просто для того, чтобы показать Flash. Учитывая фиаско с Firefox, это смог сделать только Chromium.

Apps
VirtualBox

Вы также получаете Kmail, KOrganizer, Blogillo, GIMP, MPlayer и VirtualBox. Ни LibreOffice, ни какого-либо другого офисного пакета в наличии нет. С программами также имеются проблемы. Например, Marble падает при каждом запуске. Некоторые другие дополнительные программы также работают не лучшим образом.

Marble crash

Настройка системы

В первую очередь вы получаете полнофункциональный центр управления, который позволит вам освоить мир BSD и получить контроль над системой. Он выглядит чужим, современным и в то же время устаревшим. 

Control panel

Мультимедиа

Музыку можно слушать без проблем. Flash заставил меня повозиться из-за проблем с браузерами, описанных выше. В конце концов все наладилось.

Music, MP3

Youtube Flash

Печать

Печать через Samba на самом деле не работает, так как кнопка Browse остается неактивной. Мне удалось подключить соответствующие устройства, хотя и вручную, но даже после того, как я все настроил, принтер нормально не заработал. Индикатор принтера мигал, но страницы не печатались. Обратите внимание на уродливую тему. Иконка печати также отсутствует.

No Samba printing

No print icon

Системные ресурсы и производительность

Я выделил виртуальной машине 4 Гб оперативной памяти и два ядра процессора, плюс виртуальный жесткий диск был размещен на отдельном устройстве, и все же производительностью система не блистала. Она была определенно медленнее, чем большинство дистрибутивов Linux. Потребление памяти практически не опускалось ниже 1 Гб. Кроме того, у  PC-BSD нет возможности перейти в ждущий или спящий режим.

System resources

No sleep options

Заключение

Мне хотелось бы сказать, что UNIX-системы стоят как скала. Но я нахожу, что это уже не так. Раньше у меня были большие надежды относительно Solaris, BSD, и их производных, однако им нет места в мире современных настольных систем. PC-BSD 10.0 Joule является ярким примером. Агрессивный инсталлятор, забирающий себе весь диск, проблемы совместимости с железом и отсутствие live-версии помешали мне протестировать систему на реальном железе. В целом все очень средне и нет дружественности к пользователю, присущей Linux.

Вы можете говорить, что под капотом этой системы скрыты суперпередовые функции, но простому пользователю в них нет никакого смысла. Зачем возиться со всеми этими проблемами, если можно просто взять любой дистрибутив Linux. В любом случае, PC-BSD Joule - это новая и современная система, отягощенная своим прошлым, и недостаточно гибкая для 2014 года.
Оценка: 6/10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий