рекомендации

четверг, 18 июня 2015 г.

Краткий обзор операционной системы OpenIndiana 2015.03

Моим первым юниксом был Solaris, созданный в Sun. Спустя годы появились его версии с открытым исходным кодом OpenSolaris и OpenIndiana. Хотя я никогда не использовал Solaris (или его производные с открытым исходным кодом) на постоянной основе, интересно посмотреть, как развиваются эти проекты. 
Последний релиз  OpenIndiana 2015.03 промежуточный и не предназначен для повседневного использования. Он распространяется с обновленным  GNOME 2, новыми драйверами Intel и другими обновлениями. Объем образа диска составляет 1,2 Гб. Узнать детали можно из примечаний к релизу.  
Первое, что я узнал об OpenIndiana - это то, что она не хочет загружаться на моем компьютере. Я не ожидал очень хорошей поддержки современного железа, но то, что она вообще не загружается, меня разочаровало. Зато она загрузилась в VirtualBox, поэтому то короткое время, что я потратил на знакомство с этой системой, я провел в виртуальном окружении. OpenIndiana поставляется с рабочим столом GNOME 2. Фон синего цвета, на верхней панели расположены меню и системный трей, на нижней - панель задач. Десктоп очень отзывчивый и мне очень понравились используемые в  OpenIndiana иконки. 


OpenIndiana 2015.03 - просмотр обнаруженных устройств

Операционная система поставляется с очень скромным набором программного обеспечения. Здесь представлены Firefox и Thunderbird вместе с обычной коллекцией стандартных программ и утилит настройки GNOME.
Также имеется аудиоплеер и видеоплеер, но в системе нет кодеков для воспроизведения большинства мультимедийных форматов. Установлена Java, хотя и без компилятора. В наличии обычные утилиты командной строки Unix и man-страницы. Мне понравился набор утилит администрирования OpenIndiana, так как они позволяют легко настроить пользовательские аккаунты, принтеры и службы.
Особенно мне понравилась утилита под названием Time Slider, так как она позволяет просматривать снэпшоты системы в графическом файловом менеджере. Просто двигая ползунок вперед и назад, вы можете переключаться между снэпшотами системы и восстанавливать копии старых файлов.
Я не нашел в OpenIndiana графического менеджера пакетов, хотя возможно это связано с недостатком времени на изучение системы, так как я помню, что более старые версии OpenIndiana определенно имели графический менеджер пакетов.
Наверное моей любой программой в OpenIndiana является Device Driver Utility - графическая утилита, которая выводит список оборудования, обнаруженного в вашей системе. Device Driver Utility позволяет нам сразу увидеть, что она нашла оборудование, с которым она не может работать, что позволяет даже неопытным пользователям протестировать совместимость оборудования с системой перед запуском установки.
   
 Выводы

Семь или восемь лет назад я пробовал OpenSolaris, и эта система мне тогда понравилась. Для своего времени OpenSolaris имела очень хороший набор софта и утилит администрирования. Управление пакетами было на высоте, система имела очень свежие версии программ, и кроме того, OpenSolaris оснащалась поддержкой очень мощной файловой системы ZFS. Тогда мне казалось, что после небольшой доработки OpenSolaris составит очень серьезную конкуренцию Linux. 
К сожалению, затем развитие операционной системы, которую мы сегодня знаем под именем OpenIndiana, замедлилось. Кое-что обновлялось, но сегодня странно видеть десктопную систему с GNOME 2, когда весь мир давно уже перешел на  MATE, GNOME 3 or Cinnamon. Список пакетов, поставляемый по умолчанию, очень маленький, а поддержка оборудования явно отстает от прогресса железа. Прекрасные утилиты системного администрирования от Solaris со временем были портированы на другие платформы и уже не являются эксклюзивом.
Хотя OpenIndiana и сегодня является стабильной и функциональной, кажется, что она застряла в прошлом, возможно из-за небольшого количества разработчиков, поддерживающих проект. OpenIndiana может действительно быть полезной в тех случаях, когда года администратору по определенным причинам какая-либо версия Solaris. 
OpenIndiana содержит прекрасные идеи и хорошие технологии, но она практически не развивалась в последние годы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий