рекомендации

суббота, 27 июля 2019 г.

Обзор дистрибутива Debian 10 "Buster"

Перевод. Оригинал: Debian 10 "Buster"

Debian является одним из старейших дистрибутивов Linux в мире и, с точки зрения количества разработчиков, также одним из крупнейших. Около 1300 участников работали над релизом Debian 10, который был выпущен 6 июля.

Debian 10 предлагает обновления пакетов для всей операционной системы, но основные изменения в этом выпуске включают в себя активацию AppArmor по умолчанию и запуск GNOME Shell на Wayland (GNOME, работающий на X.Org, доступен в качестве альтернативного сеанса рабочего стола). В объявлении о выпуске проекта также упоминается, что для управления брандмауэром операционной системы можно использовать таблицы nftable, а для некоторых архитектур включена Secure Boot. Эта версия Debian получит поддержку в течение пяти лет благодаря команде долгосрочной поддержки проекта.


Debian 10 -- запущенный GNOME Shell

Новая версия Debian под кодовым названием «Buster» работает на более чем полудюжине архитектур CPU и доступна в виде сетевой установки, полной установки на DVD и семи выпусках live-дистрибутивов.
Это дает пользователям множество вариантов установки и возможностей для тестирования системы. Хотя это не упоминается в объявлении о выпуске дистрибутива, носители Debian не содержат несвободных прошивок, которые часто требуются для подключения к беспроводным сетям. Люди, которым нужна беспроводная сеть, имеют возможность скачать неофициальные live-дистрибутивы с несвободными компонентами.

Некоторым опытным пользователям может быть интересно узнать, что Debian предлагает не только Linux, но также и сборки с альтернативными ядрами. Команда Debian GNU/Hurd выложила новый установочный носитель вместе с основными версиями Linux.

В итоге я скачал установочный DVD-диск размером 3,6 ГБ. Я также скачал официальную версию с GNOME, которая занимает 2,3 ГБ. Мои наблюдения в этом обзоре связаны с установкой и запуском Debian на базе установочного DVD-диска, если не указано иное.

Установка

Загрузка с установочного DVD вызывает меню, которое спрашивает, хотим ли мы запустить текстовый или графический установщик. Я выбрал графический, хотя традиционно оба установщика проводят нас через одни и те же шаги. Затем появилась серия экранов, которые помогли мне выбрать предпочтительный язык, страну из списка, выбрать раскладку клавиатуры, задать имя хоста и создать пароль root. Есть опция, отключенная по умолчанию, которая позволяет нам видеть пароль, который мы вводим.

Затем нас просят создать имя пользователя и пароль для обычного пользователя и выбрать наш часовой пояс из списка. Далее следует разбиение на разделы, и мне кажется, что редактирование разделов в Debian немного обременительно. Здесь больше экранов для навигации и больше параметров, которые мы можем настроить, по сравнению с другими дистрибутивами. Это дает пользователю больше гибкости в ущерб простоте. Debian поддерживает настройку и работу с томами ext2/3/4, Btrfs, XFS, JFS и LVM. Я решил использовать Btrfs, чтобы посмотреть, будет ли он работать со снимками системы, как это делают некоторые дистрибутивы на основе Ubuntu.

Затем установщик копирует пакеты, необходимые для базовой системы, что занимает несколько минут. Когда это будет сделано, нам будет предложено установить локальные пакеты с DVD или использовать сетевое зеркало. Затем нас спрашивают, хотим ли мы участвовать в составлении отчетов о том, какие пакеты мы используем, чтобы разработчики знали, что популярно среди пользователей. Следующий экран дает нам возможность установить дополнительные элементы, включая окружение рабочего стола (доступны GNOME, MATE, Plasma, Cinnamon, Xfce, LXDE и LXQt). Я решил установить GNOME (рабочий стол Debian по умолчанию) и MATE, так как мои недавние эксперименты с GNOME не увенчались успехом, и я хотел иметь запасной вариант. Затем меня спросили, хочу ли я использовать LightDM или GDM в качестве менеджера сеансов. Я выбрал LightDM и мне сказали, что я могу изменить это или изменить настройки экрана входа в систему, отредактировав скрипты в каталоге /etc/init.d/. Нам предоставляется выбор включения некоторых служб, таких как сервер печати и защищенная оболочка (OpenSSH). Затем нас спрашивают, где мы хотели бы установить загрузчик GRUB. Установщик успешно завершил свою работу и перезагрузил компьютер.

Первые впечатления

Когда я загрузил Debian 10 впервые, служба AppArmor задумалась на некоторое время, увеличив время загрузки примерно на десять секунд. В течение оставшейся части недели все службы запускались и останавливались быстро, и процесс загрузки был быстрым. Дистрибутив загружается в графический экран входа в систему, где мы можем войти с одним из следующих параметров сеанса: GNOME, GNOME, GNOME Classic, GNOME на Xorg и MATE (сессия GNOME на Wayland указана дважды). Debian поставляется с версией 3.30 рабочего стола GNOME.


Debian 10 -- Firefox в GNOME Shell

По большей части во время тестов я использовал GNOME Classic, но иногда я также использовал сеанс GNOME Shell. Оба рабочих стола используют необычно светлую тему, и мой экран с открытым терминалом иногда был почти полностью белым - резкий контраст по сравнению с обычной тенденцией по умолчанию к темным темам. При желании тему можно настроить в инструменте Tweaks, о котором я расскажу позже.

GNOME Shell представляет нам в основном пустой рабочий стол с панелью и меню «Activities» в верхней части экрана. Меню «Activities» может предоставить нам полноэкранную сетку из значков для запуска приложений. В сеансе GNOME Classic используется двухпанельный макет с меню и системным треем вверху и переключателем задач внизу экрана. Классический рабочий стол использует древовидное меню, которое занимает небольшую часть левого верхнего угла рабочего стола.


Debian 10 -- светлая тема по умолчанию

Поддержка железа

Я столкнулся с несколькими проблемами при запуске Debian на моей рабочей станции. Во-первых, при загрузке с live-сессии рабочего стола дистрибутив не мог запустить графический интерфейс при загрузке в режиме UEFI. Я мог загрузить текстовую консоль, но операционная система не смогла отобразить рабочий стол или запустить сеанс X.Org. При загрузке из режима BIOS legacy, Debian загрузился в рабочий стол GNOME и работал без сбоев. Еще одна проблема, с которой я столкнулся, заключалась в том, что официальные носители Debian не могли обнаружить и использовать мою беспроводную карту из-за отсутствия прошивки. Это можно исправить с помощью неофициального выпуска или установки Debian и получения необходимой прошивки с автономного носителя.

Как только эти проблемы были преодолены, Debian на моей рабочей станции работал хорошо. GNOME Shell и GNOME Classic функционировали прекрасно, операционная система загружалась быстро, а аппаратное обеспечение (кроме беспроводной карты) все работало правильно.

Так же успешно все работало при запуске Debian в экземпляре VirtualBox. Debian автоматически интегрируется с VirtualBox и может динамически изменять размер своего рабочего стола. Что меня больше всего удивило во время испытаний, так это то, что рабочие столы GNOME работали очень хорошо и были отзывчивы. Мои недавние испытания с GNOME на Fedora и Ubuntu показали приемлемую производительность на физическом оборудовании и ужасную производительность при работе в VirtualBox. GNOME Debian был не только намного быстрее, но и требовал меньше памяти для работы. Использование памяти GNOME Shell сильно варьировалось, начиная с 724 МБ, когда я впервые вошел в систему, и в итоге установилось на уровне 590 МБ. GNOME Classic неизменно использовал 526 МБ оперативной памяти. При установке как GNOME, так и MATE, при новой установке использовалось 4,9 ГБ дискового пространства.

Приложения

Buster не поставляется с большим количеством приложений из коробки. Нам предоставляются некоторые стандартные элементы, такие как веб-браузер Firefox, почтовый клиент Evolution и LibreOffice. Также включены файловый менеджер GNOME Files, приложение календаря, приложение для проверки погоды и GNOME Maps. Transmission устанавливается по умолчанию вместе со средством просмотра документов, менеджером фотографий Shotwell и GIMP.

Debian поставляется с видеоплеером Totem, Rhythmbox и утилитой веб-камеры Cheese. Медиакодеки имелись для воспроизведения большинства аудио и видео форматов, включая MP3. Debian использует Network Manager для подключения к сетям, systemd в качестве программного обеспечения для инициализации по умолчанию и работает на версии 4.19 ядра Linux.

Вообще говоря, программное обеспечение, включенное в Debian, работало хорошо. Я не большой поклонник интерфейса Totem и в итоге сменил его на VLC. Я заметил, что когда я впервые начал использовать Firefox, появилось сообщение о том, что браузер устарел. Buster поставляется с Firefox 60 ESR, который (несмотря на то, что ему было около года) был последней версией ESR на момент выпуска Buster, поэтому оказалось, что предупреждение Firefox было неверным. Однако позже на этой неделе Mozilla опубликовала Firefox 68.0 ESR, который, вероятно, будет доступен для пользователей Debian.

Хотя это и не обязательно проблема в отношении Firefox, поскольку браузер предлагает расширенные возможности поддержки, запуск старых версий программного обеспечения - это то, где пользователи Debian должны чувствовать себя комфортно. Я обнаружил, что приложениям в Debian 10 было от шести месяцев до года. Исправления ошибок часто применяются к пакетам Debian для обеспечения безопасности пользователей, но новые версии с новыми функциями обычно недоступны, если мы не включим репозиторий backports или не установим программное обеспечение от сторонних производителей.

Настройки

Во время теста у меня был доступ к двум панелям настроек. Панель настроек GNOME обеспечивает доступ ко многим аспектам системы, включая настройку учетных записей в Интернете, настройку питания и режима сна, настройку сетевых подключений и настройку результатов поиска операций. Помимо настройки обоев, панель настроек GNOME не сильно влияет на внешний вид рабочего стола; она работает больше с основной системой и опциями, а не с внешним видом.


Debian 10 -- панель GNOME Settings

Чтобы настроить визуальные аспекты рабочего стола, мы можем использовать инструмент под названием Tweaks. Утилита Tweaks позволяет настроить тему, шрифты, расположение кнопок окна и другие визуальные компоненты рабочего стола. Обе панели настроек работали хорошо, и я не столкнулся с проблемами при использовании любой из них.


Debian 10 -- настройка внешнего вида GNOME Classic

Управление пакетами

При установке Debian с DVD-диска локальный диск сохраняется в списке источников пакетов. Фактически, большинство других потенциальных источников пакетов отключены. Это означает, что первое, что нужно сделать людям, устанавливающим систему с DVD, - это отредактировать список репозиториев и источников APT. Плохая новость заключается в том, что система на самом деле не дает понять, что Debian это делает, и похоже, что менеджер пакетов просто не может связаться с репозиториями. Хорошая новость заключается в том, что онлайн-репозитории можно включить с помощью диспетчера пакетов Synaptic несколькими кликами мыши.

К счастью, я часто устанавливал Debian на протяжении многих лет и знаю, как сразу же включить репозитории, но новые пользователи, скорее всего, будут застигнуты врасплох, поскольку Debian - одна из немногих операционных систем с открытым исходным кодом, которая замыкает свой менеджер пакетов таким образом после установки. ,

Buster предлагает несколько способов работы с программным обеспечением. В комплект поставки входит классический менеджер пакетов Debian Synaptic. Synaptic предлагает несколько вариантов фильтрации и отображает пакеты (и результаты поиска) в виде простого списка имен и версий. Мы можем установить флажок рядом с именами пакетов, чтобы отметить программное обеспечение для установки или удаления. Synaptic также выполняет обновление пакетов и может включать дополнительные репозитории. Synaptic не может быть красивым или современным в своем стиле, но он работает, и работает быстро.

GNOME Software был другим графическим менеджером программного обеспечения, который я нашел в системе. Эта утилита предоставляет более современный интерфейс, в котором мы можем просматривать категории приложений и щелкать значок программы, чтобы увидеть полное описание страницы со снимком экрана программы в действии. Хотя GNOME Software действительно приятно выглядит и позволяет легко просматривать типы приложений, я столкнулся с некоторыми странностями при его использовании.


Debian 10 -- просмотр приложений в GNOME Software

Например, иногда есть несколько версий пакета в списке. Программа вывела два экземпляра программы GIMP. Оба имели одну и ту же версию, один и тот же источник, одну и ту же статистику, и оба были указаны как установленные, но обе записи имели совершенно разные описания. Сначала я подумал, что это может быть Flatpak, но поддержка Flatpak не установлена в Debian из коробки.

В какой-то момент я устанавливал новый пакет с использованием Software, и процесс завис, застряв на 0% завершения. Я нажал кнопку «Отмена», и действие, казалось, прекратилось. После этого я не мог некоторое время установить какие-либо новые пакеты. Я обнаружил, что GNOME Software не отменила свою предыдущую установку, и их установка была в незавершенном состоянии. Мне пришлось перейти в командную строку и использовать диспетчер пакетов dpkg низкого уровня, чтобы убрать несоответствия, прежде чем я смог установить какие-либо новые программы. Позже я снова использовал GNOME Software для установки некоторых пакетов и получения обновлений. Эти процессы работали, но всегда выполнялись очень медленно по сравнению с использованием Synaptic или APT из командной строки.

Хотя поддержка Flatpak и Snap не установлена по умолчанию, эти переносимые форматы пакетов доступны в репозиториях Debian. Я установил Flatpak и использовал его достаточно, чтобы убедиться, что он работает для установки и запуска переносимых пакетов, перечисленных на Flathub.


Debian 10 -- установка пакета Flatpak

Другие наблюдения

Я сделал несколько других наблюдений при запуске Debian 10. Во-первых, в отличие от многих других распространенных дистрибутивов Linux, Debian по умолчанию не включает sudo. Мы можем использовать su для получения административного доступа или вручную настроить sudo для работы с нашей учетной записью.

Я был рад обнаружить, что, когда служба OpenSSH была включена, она блокировала удаленный вход в систему. Я считаю, что это хороший вариант по умолчанию, и я рад, что эта конфигурация становится все более распространенной. Раньше блокирование учетных записей root было одной из первых задач, которые я выполнял после настройки системы, и мне нравится, что теперь это делается за меня в большинстве дистрибутивов.

Самая распространенная жалоба о Debian 10, которую я продолжаю видеть в предоставленных пользователями обзорах и на форумах, заключается в том, что не работают беспроводные соединения. Это происходит потому, что люди загружают официальные образы, которые не содержат несвободных прошивок, то есть большинство беспроводных карт не будут работать. В то время как Debian предлагает неофициальные носители с несвободной прошивкой, которая позволит работать Wi-Fi, тем не менее неофициальный носитель найти сложно, и на странице загрузки неясно, существует ли он или зачем людям нужно его использовать. Такое разделение свободных и несвободных носителей с прошивкой даже не упоминается в объявлении о релизе. Это означает, что многие люди отказываются от использования Debian из-за сочетания политики только свободных прошивок и непонятной документации.

Ранее я упоминал об установке Buster на том Btrfs. Я надеялся, что смогу использовать Btrfs вместе с таким инструментом, как Timeshift, чтобы делать снимки операционной системы, обеспечивая высокий уровень защиты от неработающих обновлений или ошибок конфигурации. Я обнаружил, что Timeshift не работает с конфигурацией Debian Btrfs по умолчанию, как это происходит автоматически в дистрибутивах на основе Ubuntu. Администратор может внести изменения, чтобы Timeshift работал с Btrfs Debian, но это потребовало бы ручной работы.

Заключение

Debian имеет заслуженную репутацию благодаря стабильности и производительности. Дистрибутив запускается быстро, его реализация GNOME вращается вокруг GNOME в большинстве других распространенных дистрибутивов в моей системе, и Debian требует относительно небольшой объем дискового пространства и памяти. Программное обеспечение, которое поставляется по умолчанию, было надежным во время моего теста и работало как ожидалось. Сами по себе эти моменты заставили бы меня считать Debian хорошим выбором в качестве настольной или серверной операционной системы.

Есть и другие сильные доводы в пользу Debian. Проект описывает себя как «универсальную операционную систему» не просто так. Debian работает на многих аппаратных архитектурах, предлагает множество вариантов рабочего стола и поставляется с огромным количеством программных пакетов. Debian может работать с переносимыми форматами пакетов, несколькими типами ядра и достаточно мал для работы в разных средах. Он удивительно гибкий.

Есть некоторые отрицательные компромиссы, чтобы сбалансировать стабильность и гибкость Debian. Один из них заключается в том, что пакеты в стабильной ветке Debian часто довольно старые по сравнению с тем же программным обеспечением в других дистрибутивах. Практически каждому пакету на момент выпуска будет не менее шести месяцев, некоторым - год, и я нашел по крайней мере один пакет, которому на день релиза исполнилось полтора года. Для людей, которые хотят оставаться на переднем крае, стабильные выпуски Debian не идеальны.

Мне также кажется, что ему не хватает скоординированного дизайна. Некоторые дистрибутивы объединяют свои части, имеют общий внешний вид или особую направленность. Debian делает наоборот, предоставляя удивительный набор опций, пакетов и инструментов, но делая это таким образом, который кажется чистым. Это разница между моделью автомобиля и коробкой из частей Lego - одна имеет четкий дизайн, но это все, что есть, в то время как другой оставляет дизайн на усмотрение владельца, будучи более гибким. Иными словами, Debian не пытается быть отличным в чем-то одном, но обеспечивает хорошую отправную точку для многих ролей.

В целом, я остался доволен Debian 10. Он имеет некоторые острые углы, особенно с GNOME Software и отсутствием несвободных прошивок. Или, более конкретно, с тем, как скрыт несвободный установочный носитель. Тем не менее, производительность, набор программного обеспечения, поддержка CPU и низкое использование ресурсов делают этот релиз действительно хорошим. Я бы не рекомендовал Debian новичку в Linux, но для средних и опытных пользователей я думаю, что Debian - отличный выбор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий