рекомендации

воскресенье, 9 февраля 2020 г.

Обзор операционной системы OpenIndiana 2019.10 Hipster


OpenIndiana - операционная система с интересной историей. Проект является продолжением OpenSolaris, который был версией с открытым исходным кодом для операционной системы Sun Microsystems Solaris. OpenSolaris был убит в 2010 году после того, как Oracle приобрел Sun, и смысл существования OpenIndiana в том, чтобы «обеспечить постоянную доступность открыто разработанного дистрибутива, основанного на OpenSolaris».

Как следует из миссии, OpenIndiana в основном сохраняет такие технологии, как DTrace и Time Slider. Программное обеспечение обновляется в скромном темпе, но кроме этого от одной версии к другой ничего не меняется. Это не значит, что OpenIndiana только поддерживает жизнь проекта. В заметках о выпуске OpenIndiana Hipster 2019.10 были замечены два момента: «нативное шифрование и шифрование метаданных» для ZFS и возможность отключения гипертрединга.


Live-окружение и совместимость с железом

OpenIndiana загружается в live-среду, и рабочий стол является довольно стандартной реализацией MATE 1.22. Приятно, что OpenIndiana автоматически проверяет наличие проблем с драйверами. На моем ноутбуке - Lenovo Ideapad Z570, была одна проблема: OpenIndiana не поддерживает чипсет Intel C200. Поскольку я не специалист по железу, для меня это ничего не значило. Я читал о чипсетах, но эта тема очень быстро заставляет меня клевать носом. Моя стратегия - избегать проблем с оборудованием, покупая компьютеры, которые вряд ли будут вызывать какие-либо проблемы, и этот подход очень хорошо мне помогал последние десять лет или около того.



В любом случае, единственной проблемой, которую я заметил в live-окружении, было то, что я не мог подключиться к беспроводным сетям, и что трекпад моего ноутбука не справлялся с прокруткой двумя пальцами. Обе проблемы не были серьезными препятствиями, поскольку ноутбуки моем столе подключены к кабелю Ethernet и проводной мыши.

Перед тем, как погрузиться в тестирование, я проверил, не будет ли OpenIndiana лучше работать на моем Thinkpad X220. Ответ на этот вопрос звучит как «нет». Как подсказала вики OpenIndiana, мне пришлось выбрать графический драйвер Vesa из меню загрузки, чтобы заставить дисплей работать. Система тем не менее, казалось, зависла в начале процесса загрузки. У меня на экране появилось много белых горизонтальных линий, и ничего не происходило. Только случайно я обнаружил, что горизонтальные линии на самом деле были строками текста - они были настолько крошечными, что выглядели как совершенно прямые линии - и несколько раз нажав клавишу Enter, вы вызвали live-среду. Проблема с подключением к беспроводным сетям все еще присутствовала, как и проблема с трекпадом. Кроме того, разрешение экрана было установлено на 1024x768 (на X220 это должно быть 1366x768), и клавиши регулировки громкости также не работали.

Затем я проверил, cмогу ли я установить OpenIndiana в GNOME Boxes. Это вообще не сработало; в течение нескольких секунд Boxes отменили установку и удалили виртуальную систему. Короче говоря, мой ноутбук Ideapad оказался лучшей средой для тестирования.

Установщик OpenIndiana прост в использовании, но немного ограничен. В частности, нет возможности зашифровать жесткий диск. Это удивило меня, поскольку в примечаниях к выпуску упоминается «шифрование данных и метаданных». Я также обнаружил, что установщик работает медленно. В первый раз, когда я запустил установщик, он перестал отвечать, хотя система почти не использовала ресурсы. Мне повезло на второй раз. Инсталлятор начал показывать все больше и больше концептуальных произведений искусства на моем дисплее - в основном, случайным образом организованных горизонтальных полос, но он все же преодолел финишную черту. Установка заняла около 40 минут.



Первые впечатления и трудности

Загрузка OpenIndiana немного пугает. Как только я перехожу через меню загрузки, мой ноутбук делает довольно громкий щелчок. Как будто в моем ноутбуке есть маленький человечек, который молотком нажимает на переключатель, чтобы заставить ноутбук загрузить систему. Затем на экране будет отображаться текст «console login:» в течение примерно 15 секунд, что достаточно для того, чтобы побудить вас ввести имя пользователя. По истечении 15 секунд OpenIndiana отображает самое удивительное психоделическое искусство 1970-х годов - экран с сотнями блоков, использующих разные цвета и узоры, а затем экран гаснет примерно на 30 секунд. После этого он, наконец, представляет мне экран входа в систему. Весь процесс занимает чуть менее двух минут, что более чем в два раза больше, чем у Fedora для загрузки на этом ноутбуке (которое включает в себя время, необходимое для расшифровки жесткого диска). Я предполагаю, что длительное время загрузки является недостатком использования файловой системы ZFS.

Я также нашел проблему в экране входа в систему. В установщике я выбрал британский английский в качестве локали. Эта настройка соблюдается MATE, но не менеджером входа LightDM: по умолчанию используется американский английский. Это проблема, если ваш пароль пользователя содержит один или несколько символов, которые по-разному отображаются на американской английской клавиатуре. На панели входа в систему есть раскрывающееся меню, в котором вы можете выбрать альтернативную раскладку клавиатуры. Список взят из разделов «language» и «options» в файле /usr/share/X11/xkb/rules/base.lst, и отсортирован в произвольном порядке. Я нашел британский английский в нижней части списка, ниже украинского, но выше ирландского и эсперанто.

После этой незначительной драмы со входом в систему я наконец-то был готов начать изучать OpenIndiana. Я быстро заметил, что между OpenIndiana и современными дистрибутивами Linux есть много небольших отличий. Например, мой домашний каталог находился по пути /export/home/rijkhoff, а каталоги Music, Pictures и Videos находятся внутри каталога Documents. Мой ID пользователя был 101, и не было группы, названной в честь меня; вместо этого я был членом группы staff. Также нет псевдонимов, поэтому по умолчанию вывод ls не использует красивые цвета для файлов и каталогов. Ничего из этого не является проблемой, но это иллюстрирует, что OpenIndiana имеет довольно старую базу.



Проблемы с Wifi и VPN 

Теперь, когда я преодолел небольшие препятствия, я был готов к более сложной задаче: заставить работать Wi-Fi. Если щелкнуть правой кнопкой мыши значок сети на панели задач, отобразится список доступных сетей, но к ним не было возможности подключиться. При щелчке левой кнопкой мыши на значке запускается сетевой менеджер (NWAM), который необходимо запустить от имени пользователя root. Я не смог обнаружить в NWAM ничего, что помогло бы решить проблему с Wi-Fi.

Должно быть, прошло около десяти лет с тех пор, как я в последний раз сталкивался с проблемами Wi-Fi в Linux. В то время у Ubuntu все еще были коричневые заголовки, а у Debian были обои SpaceFun с рисунками мультяшных ракет, летящих в космосе. Я был новичком в Linux в то время, и эти проблемы с Wi-Fi были разочаровывающими - настолько, что я поклялся всегда покупать Linux-совместимое оборудование.

Тогда было много людей, которым приходилось сталкиваться с проблемами с Wi-Fi, и на веб-сайтах было много полезной документации. Это помогло мне освоить Linux - мне пришлось использовать командную строку, чтобы выяснить, какие драйверы использовались, редактировать файлы с помощью vi и устанавливать все, что нужно было установить, и в конце всегда было чувство удовлетворения после успешной настройки соединения.

Освоение OpenIndiana немного похоже на это, но есть два исключения: пользовательская база выглядит довольно маленькой, а большинству документации около десяти лет (если она вообще существует). Имеется новое руководство Hipster Handbook (также упоминаемое в примечаниях к выпуску), но на данный момент это в основном список пожеланий, которые должны быть освещены в книге. Я нашел ссылку в документации на страницу OpenSolaris, которая была сохранена Wayback Machine. Статья опубликована в январе 2008 года, но все еще актуальна. Немного больше копания также привело меня к статье "How to connect to a wifi network" в документации Oracle Solaris, которая оказалась более полезной.

Я был в состоянии заставить Wi-Fi работать, но связь была немного ненадежной. Время от времени она работала нормально в течение часа или около того, но затем внезапно отключалась и переподключалась каждые пару минут. В других случаях NWAM показывал, что я был подключен к моей беспроводной сети, но я не мог пользоваться Интернетом - вывод «dladm scan-wifi» предполагал, что мой wifi работает, но вывод ping показывал, что это не так. Перезапуск NWAM (с помощью «svcadm restart nwam») обычно делал свое дело.



Если говорить о NWAM, я также не смог подключиться к VPN. Я не увидел никаких параметров, связанных с VPN, в графическом интерфейсе, а подключение через OpenVPN в командной строке полностью уничтожило мое подключение к интернету. Я нашел статью, в которой кто-то описывает, как заставить OpenVPN работать на Solaris, и я подозреваю, что смог бы в конечном итоге решить эту проблему.

Приложения и управление пакетами

OpenIndiana поставляется с довольно небольшим количеством приложений. Помимо стандартных приложений MATE вы получаете Firefox (выпуск с расширенной поддержкой) и Thunderbird (32-разрядная версия). Также есть несколько необычных приложений, таких как устройство записи компакт-дисков и DVD Brasero и очень старая версия CD-риппера Sound Juicer (версия 2.32.0, выпущенная в сентябре 2010 года). Самым экзотическим приложением является пятилетняя версия Glade, дизайнера пользовательского интерфейса для GTK и GNOME.

В коллекции предустановленных приложений отсутствует что-либо, посвященное аудио и видео. В справочнике также очень мало сказано о мультимедиа. Есть заметка от Doc Team, в которой говорится, что было бы неплохо иметь контент, объясняющий, как заставить OpenIndiana воспроизводить DVD, и информацию о том, как установить и работать с Flash Player, VLC и Totem. Упоминание о Flash говорит о том, что эти статьи были в списке пожеланий в течение достаточно долгого времени - я готов поспорить, что Flash умрет до того, как будет написана документация.

Я смог установить VLC после включения репозитория hipster-encumbered. Я также нашел инструкции по установке LibreOffice 5.2 через репозиторий localhostoih, и после двух неудачных попыток (включая ошибки 500, появившиеся во время загрузки пакетов) я смог установить офисный пакет. Стоит отметить, что единственным офисным приложением в репозитории по умолчанию является Gnumeric - другие распространенные приложения, такие как Abiword, недоступны.



Я мог бы установить большинство приложений, которые я регулярно использую, включая GIMP (версия 2.8.22), Inkscape (0.92) и Hexchat. FTP-клиент FileZilla находится в репозитории localhostoih, но его не удалось установить, поскольку не удалось разрешить зависимости: для него требовалась устаревшая библиотека gnome/base-libs@2.30.0. Другие популярные приложения, такие как Chromium и Scribus, не встречаются ни в одном из репозиториев, и то же самое относится и к утилитам командной строки, таким как pass (менеджер паролей), moc (очень хороший музыкальный проигрыватель) и youtube- dl (утилита для скачивания контента с YouTube).

Чтобы быть честным, необходимо отметить, что OpenIndiana - это прежде всего серверная операционная система. Опыт работы на десктопе минимален, и само собой разумеется, что система не будет уведомлять вас о доступных обновлениях программного обеспечения и что нет графического менеджера пакетов. OpenIndiana использует систему упаковки изображений (IPS), которая в свою очередь использует утилиту pkg в качестве клиента. Синтаксис менеджера пакетов прост: вы можете установить пакет с помощью «pkg install » и снова удалить его с помощью «pkg uninstall ». Для добавления репозиториев, таких как hipster-encumbered, вы можете использовать опцию set-publisher.



Во время моего теста было довольно много обновлений. Менеджер пакетов работал немного медленно, но я не против, когда дело доходит до обновления пакетов. Они могут занимать столько времени, сколько нужно, если только они не сломают систему.

Снапшоты

Одной из основных особенностей OpenIndiana является то, что система делает снимки файловой системы. Time Slider, представляющий собой графическую утилиту, позволяющую настроить способ создания снимков, по умолчанию не включен, но после его включения система будет делать регулярные снимки выбранных файловых систем ZFS. Затем вы можете загрузить старый снимок из меню загрузки, что работает как по волшебству. В качестве теста я загрузил самый старый из доступных снимков, и все вернулось к состоянию системы на тот момент. Файлы, которые я добавил с момента создания снимка, отсутствовали, равно как и приложения, которые я установил.



Более того, Time Slider также интегрирован в файловый менеджер Caja. Когда вы щелкаете по значку Time Slider в Caja, вы видите все доступные снимки для этого каталога, а когда вы выбираете снимок, вы точно видите, как выглядело содержимое каталога в то время. Это изумительная особенность.



Использование Hipster

Согласно Википедии, хипстеры - это люди, которые обычно работают в медиа или цифровой индустрии и ездят на велосипедах. У хипстеров часто бывают усы и/или борода, и они любят такие вещи, как фирменный кофе и веганство. По этому определению я, вероятно, хипстер. Если бы я мог использовать OpenIndiana для своей работы, я бы определенно имел право так себя называть.

К сожалению, мне не удалось сделать много работы в OpenIndiana. Некоторые вещи работали как ожидалось. Например, я мог просто скопировать и вставить мои ключи SSH и подключиться к моему CentOS VPS. Точно так же использовать git было так же просто, как и в Linux - я мог клонировать свои репозитории с использованием SSH и сразу же приступить к работе.

Я не мог подключиться к серверам Windows, что, к сожалению, нужно для моей работы. Похоже, единственной доступной утилитой для RDP является rdesktop, с которым мне никогда не удавалось найти общий язык. Мне также не удалось настроить локальную среду веб-разработки. Сначала я попытался установить Apache, PHP и MySQL отдельно, а затем попытался установить пакет с помощью «pkg install group/feature/amp». Apache был настроен немного иначе, чем я привык, и утилита mysql_secure_installation, которую я обычно запускаю после установки MySQL/MariaDB, была недоступна, но я мог справиться с этими проблемами. Тем не менее, я не мог заставить PHP работать. Тестовый файл, содержащий только функцию phpinfo(), возвратил пустую страницу, и я не смог вывести ошибки ни в файле журнала, ни на экране. Запуск PHP-скрипта из командной строки работал нормально, но он просто не работал в браузере.



Пытаясь решить проблему, я снова прочитал очень старую документацию. Что характерно, Wayback Machine - один из наиболее полезных ресурсов для OpenIndiana (другой полезный источник - документация Solaris). Я как-то наткнулся на архивную вики-страницу об установке стеков AMP. Причина, по которой я ссылаюсь на эту страницу, заключается в том, что именно в этот момент я решил отказаться от OpenIndiana. Я действительно ненавижу, когда люди отвечают на честные вопросы такими словами, как «к счастью, это очень легко установить на OpenIndiana».

Это было не просто, но я должен был смириться с тем, что не стал хипстером. Мне также не хватало времени. Как бы мне ни нравилось решение проблем, OpenIndiana оказалась довольно сложной задачей. Настолько, что моей жене пришлось отправить меня в деревню, чтобы я мог снова соединиться с реальным миром. Остальные пункты в моем списке дел - изучение pfexec (контроль доступа на основе ролей) и zones (виртуализация на уровне операционной системы), пришлось забросить.

Заключение

Для меня вывод после сражения с OpenIndiana в течение нескольких недель был довольно прост: цель операционной системы состоит в том, чтобы «обеспечить постоянную доступность открытого дистрибутива, основанного на OpenSolaris», и она явно достигает этой цели. Тем не менее, она очень слабо выходит за рамки этой скромной цели, а отсутствие документации затрудняет использование OpenIndiana для людей, незнакомых с OpenSolaris и/или Solaris.

Мой совет для пользователей Linux, таких как я, - уделить больше времени знакомству с операционной системой. Время от времени я обнаруживал, что использование OpenIndiana очень разочаровывает, но это было в основном потому, что все работало не так, как я ожидал. Я уверен, что решил бы большинство проблем, с которыми столкнулся, если бы провел больше времени с OpenIndiana. Некоторые проблемы могут быть серьезными препятствиями, включая борьбу OpenIndiana с подключением к беспроводным сетям и ограниченное количество доступных приложений. 

Одна из главных проблем, с которой я столкнулся, заключалась в поиске документации. Лучшее место для поиска информации - документация Oracle по Solaris. К сожалению, OpenIndiana Hipster Handbook не очень полезна, а раздел о веб-серверах насчитывает ровно два слова: «Apache» и «nginx». Даже новые функции, такие как «собственное шифрование и шифрование метаданных» для ZFS и возможность отключить гипертрединг, не упоминаются в руководстве.

Временами OpenIndiana ощущалась как операционная система из музея. Установщик довольно старый, тема выглядит очень устаревшей, система медленно загружается, и запуск приложений всегда занимал слишком много времени на мой вкус. Выдающиеся функции OpenIndiana также не являются чем-то новым - именно они сделали OpenSolaris мощной операционной системой десятилетие назад. Тем не менее, в мире Linux не так много дистрибутивов, если таковые имеются, которые имеют что-то вроде Time Slider. Можно привести в пример openSUSE, но, по моему скромному мнению, Time Slider от OpenIndiana более продвинутый и простой в использовании, чем Snapper от OpenSUSE.

Я надеюсь, что Linux наверстает упущенное, когда речь идет о совершенстве ZFS в OpenIndiana. Ubuntu работает над интеграцией ZFS, и я надеюсь, что со временем в файловых менеджерах, таких как GNOME Files и Dolphin, появится Time Slider.

Перевод. Оригинал: OpenIndiana 2019.10 Hipster

Комментариев нет:

Отправить комментарий