рекомендации

понедельник, 6 апреля 2020 г.

Обзор дистрибутива KaOS 2020.01



Перевод. Оригинал: KaOS 2020.01

KaOS - это постоянно обновляемый дистрибутив, команда которого выбирает одну архитектуру процессора (x86_64), одну среду рабочего стола (KDE Plasma) и один инструментарий приложений (Qt). Проект публикует регулярные ежемесячные снапшоты дистрибутива. Январский снапшот содержит несколько интересных изменений. В частности, в дистрибутив теперь включены подписанные модули ядра для дополнительной безопасности и поддерживается установка несвободных видеодрайверов NVIDIA во время процесса установки, если обнаружена карта NVIDIA. KaOS также заменил офисный пакет Calligra на LibreOffice.


Последний снапшот весит 2,1 ГБ. При загрузке с носителя открывается меню, предлагающее запустить среду рабочего стола в режиме реального времени, запустить рабочий стол с несвободными драйверами NVIDIA или запустить утилиту обнаружения оборудования. После загрузки системы открывается рабочий стол KDE Plasma, который отображает экран приветствия. Это окно обеспечивает быстрый доступ к установщику системы, списку доступных пакетов и ссылкам на форум дистрибутива и руководство по установке. Предоставленная документация мне показалась понятной и включает в себя скриншоты, которые помогут новым пользователям настроить дистрибутив. Экран приветствия также имеет вторую вкладку, которая предоставляет имена пользователей и пароли по умолчанию для живого сеанса.

KaOS может быть уникальным в том, как он настраивает Plasma. Рабочий стол размещает панель вертикально вниз с правой стороны экрана. Меню приложения расположено в правом верхнем углу, а системный трей - в правом нижнем углу. Посередине находятся несколько значков быстрого запуска и переключатель задач. По умолчанию это довольно загруженная панель, особенно когда уведомления, индикатор обновления и значок сетевого подключения пытаются привлечь внимание пользователя одновременно.


Установка

KaOS использует графический установщик Calamares. Он отлично справляется с нашей задачей: мы выбираем часовой пояс на карте, выбираем раскладку клавиатуры и создаем новую учетную запись пользователя. Calamares также покажет нам заметки о выпуске дистрибутива и поможет пройти через разметку диска на разделы, с инструкциями или вручную. Я выбрал опцию разметки вручную, которая является достаточно гибкой и поддерживает широкий спектр файловых систем, включая ext2/3/4, JFS и Btrfs. Установщик по умолчанию предлагает XFS. Я изменил это на Btrfs, и он все сделал без ошибок.

Как только установщик заканчивает настройку дистрибутива на жестком диске, он предлагает перезагрузить компьютер. В моих тестовых запусках Calamares аварийно завершал работу, создавая сообщение об ошибке. Это не повлияло на мою способность загружать установленную систему, но испортило мое первое впечатление от дистрибутива.

Первые впечатления

После загрузки моей новой копии KaOS я увидел графический экран входа в систему. У нас есть возможность выбора между сеансом «Plasma» (запущенным на X.Org) и сеансом «Plasma Wayland». По умолчанию используется Сеанс X.Org . Экран входа в систему имеет в основном белый и серый фон и белый текст. Это вызвало некоторые проблемы. Например, было невозможно прочитать время и почти невозможно увидеть параметры сеанса, потому что текст и фон местами одного цвета. Это кажется очевидным упущением или результатом того, что команда KaOS имеет мониторы с таким разрешением, что обои и элементы располагаются не так, как на моих экранах.


Я попробовал как сеанс X.Org, так и сеанс Plasma on Wayland. Сессия в Wayland была практически непригодной для использования. Рабочий стол загружался, но разрешение экрана было необычно низким, что затрудняло просмотр большинства компонентов рабочего стола, а указатель мыши не работал. Сеанс X.Org работал должным образом, и, за исключением некоторых проблем с настройками, о которых я расскажу позже, рабочий стол функционировал без сбоев.

Как только мы входим на рабочий стол, появляется экран приветствия. Он отличается от того, который мы видели во время живого сеанса. Он включает несколько вкладок, кнопок, которые запускают модули настроек и другие инструменты. Первая вкладка в основном содержит общие настройки рабочего стола, такие как темы, стили виджетов, цвета и поведение мыши. Вторая вкладка посвящена обоям. Третья вкладка содержит ссылки на документацию, пользовательские форумы и альтернативные (т.е. более новые) ядра. 

Одна из вкладок в окне приветствия называется Advanced и содержит учетные записи пользователей, настройки systemd и управление сетью. Далее есть две вкладки, предоставляющие общий обзор философии дистрибутива и новости, такие как новые релизы.



Поддержка железа

Я начал пробовать KaOS в среде VirtualBox. Дистрибутив в основном работал хорошо и автоматически интегрировался в виртуальную машину. Поначалу производительность рабочего стола была низкой, но я смог улучшить ее, отключив композитинг, поиск файлов и некоторые визуальные эффекты. После этого Plasma обеспечила среднюю производительность в виртуальной машине. Когда я перешел на запуск KaOS на физическом оборудовании, производительность стала лучше. Plasma была намного более отзывчивой, и приложения открывались быстро. Дистрибутив правильно определил мое разрешение экрана, беспроводная карта и аудиокарта работали из коробки. KaOS поддерживает работу в режимах UEFI и Legacy BIOS.

Дистрибутив тяжелее, чем большинство конкурентов. Новая установка KaOS заняла 7,3 ГБ дискового пространства, а для входа в Plasma требовалось не менее 715 МБ ОЗУ. Это больше, чем у большинства десктопных дистрибутивов, которые я тестировал в последнее время, и на 40% больше, чем у последнего дистрибутива (SolydXK), который я запускал с KDE Plasma.

Управление пакетами

Когда появляются новые обновления программного обеспечения, мы можем нажать на красный значок на панели задач, который открывает простой графический менеджер обновлений. Эта утилита выведет список новых пакетов, о которых она знает, и мы можем обновить все доступные пакеты. Менеджер обновлений, кажется, поддерживает только подход "все или ничего". Хотя в первый день, когда я использовал KaOS, было указано только одно небольшое обновление, было загружено 179 новых пакетов (общий размер неизвестен). Я думаю, что этот разрыв между тем, что сообщалось, и тем, что было загружено, возник из-за того, что менеджер пакетов не обновлял свои данные репозитория до того, как я щелкнул значок обновления. Все обновления были установлены без проблем.


KaOS поставляется с графическим менеджером пакетов под названием Octopi. В окне Octopi слева перечислены пакеты, а справа категории программного обеспечения. В верхней части окна находится панель поиска. В нижней части окна Octopi находится информационная область, в которой могут отображаться сведения о выбранных пакетах и информация о состоянии во время выполнения операций.

Octopi может выполнять установку, удаление и обновление программного обеспечения. Я использовал его только для установки и удаления программ, и он хорошо работал в обеих ситуациях. Я не большой поклонник Octopi, так как нахожу его подход к поиску и фильтрации пакетов несколько громоздким. Тем не менее, он функционален и, благодаря лежащему в основе менеджеру пакетов pacman, он также быстр.

Одним из удобных инструментов Octopi является возможность собирать информацию об операционной системе и помещать ее в один большой текстовый файл в нашем домашнем каталоге. Эта собранная информация включает в себя данные пакетов, некоторые журналы и статистику, которая может помочь другим пользователям или разработчикам выявлять и устранять проблемы. В документации проекта упоминается, что мы можем прикрепить этот текстовый файл к запросам о помощи, чтобы предоставить лучшую картину операционной системы. Информация кажется довольно общей, и, когда я прошелся по ней, ничего не выглядело конкретно идентифицирующим меня, поэтому можно безопасно размещать сообщения на форумах пользователей при обращении за помощью.



Приложения

Дистрибутив поставляется с относительно небольшой коллекцией программного обеспечения с приложениями из семейства программ KDE/Qt. В их числе веб-браузер Falkon вместе с клиентом Quassel IRC и LibreOffice, программа для просмотра документов Okular, а также KDE Connect для взаимодействия с телефонами Android. Я нашел также файловый менеджер Dolphin и графический редактор Krita. Для управления внешним видом рабочего стола доступна панель «KDE System Settings», которая содержит больше функций, переключателей и параметров, чем я мог бы попытаться сосчитать.

KaOS поставляется с программой для записи дисков K3b, утилитой веб-камеры Kamoso и несколькими мультимедийными приложениями. Для нас установлены mpv, SMPlayer и SMTube, а также полный набор медиа-кодеков для воспроизведения аудио и видео файлов. Мы также видим здесь виртуальный глобус Marble и полезную справочную документацию KDE.


Для Skype существует ярлык, который просто открывает веб-браузер для отображения сайта Skype. Если немного углубиться, мы найдем коллекцию компиляторов GNU, программное обеспечение systemd init и версию 5.4 ядра Linux.

Хотя включенные приложения в основном принадлежат семейству KDE/Qt, есть альтернативы, доступные через репозитории дистрибутива. Например, мне удалось легко установить веб-браузер Firefox, и часто есть альтернативы стандартным программам.

Другие наблюдения

Пока я играл с KaOS, я сделал несколько замечаний по поводу использования дистрибутива, в основном в отношении небольших изысков или функций, которые привлекли мое внимание. Больше всего бросался в глаза значок уведомления об обновлении на панели задач, который становится красным и пульсирует, когда становятся доступными новые пакеты программного обеспечения. Я нашел это необычно отвлекающим и сразу захотел удалить. Это, вероятно, полезно для людей, которые всегда хотят устанавливать каждое обновление немедленно, но я не хочу прерывать свою работу каждый раз, когда выходит новый пакет, и наличие пульсирующего красного значка на экране - это то, что меня отвлекает.

Когда я использовал сеанс рабочего стола в реальном времени, открытие веб-браузера Falkon приводило к повторным запросам пароля кошелька (подряд появлялись четыре подсказки, если они отклонялись). Эти подсказки не появлялись, когда я запускал KaOS со своего жесткого диска.

Однажды я попытался изменить ориентацию экрана рабочего стола Plasma, просто чтобы посмотреть, будет ли он работать вверх ногами. Plasma не только сразу перестала отвечать, когда ее изображение было перевернуто, но и когда на следующий день я вошел в систему, то обнаружил, что мой рабочий стол снова повернулся (на этот раз на 90 градусов), и среда ни на что не реагировала. Лекарство от этой болезни заключалось в том, чтобы войти в текстовую консоль, удалить мой каталог .kde, а затем снова войти в сеанс рабочего стола.

Сессия Wayland не работала в VirtualBox. Хотя Wayland может работать на физическом оборудовании, он всегда был немного заторможенным. В VirtualBox разрешение экрана было сильно ограничено, и указатель мыши не работал. Клавиатура отвечала, но работать в Wayland было очень неудобно.

KaOS поставляется с несколькими встроенными псевдонимами оболочки. Лично мне они не нравятся, и я склонен их удалять, поскольку флаги, добавленные к командам с псевдонимами, могут вызвать ошибки или непредвиденное поведение при смешивании с флагами, которые я обычно использую. Я подозреваю, что эти псевдонимы предназначены для экономии времени, но для таких, как я, которые привыкли использовать несколько псевдонимов или вообще не использовать их, они сбивают с толку.

Мне очень нравится встроенная в Plasma функция, которая позволяет пользователю индивидуально настраивать отображение уведомлений в определенных приложениях. Это само по себе полезно. Что делает ее еще лучше, так это то, что отдельные программы могут переопределять функцию «Не беспокоить» на рабочем столе. Фактически это означает, что мы можем отключить уведомления большинства приложений (например, электронную почту, обновления и сетевое подключение), сохраняя уведомления от клавиш мультимедиа и регулировку яркости экрана. 

Заключение

Я склонен испытывать смешанные чувства, когда погружаюсь в новый снапшот KaOS. С одной стороны, я ценю, когда разработчики имеют свое видение дистрибутива. Мне нравится, когда небольшая команда, такая как Linux Mint или Void, кажется, имеет четкое представление о том, чего они хотят достичь, и сосредотачивается на этом, не увязая в попытках сделать что-то, что пытается понравиться всем. Сосредоточенный на своей цели проект имеет тенденцию видеть ясный подход к выполнению задач.

С другой стороны, я склонен считать, что дистрибутивы, которые стремятся к чистоте программного обеспечения или инструментария (например, только поставка программного обеспечения на основе Qt или GTK), нецелесообразны. Есть много программ в лагере GTK, которые работают очень хорошо, и много в лагере Qt, которые прекрасно работают. Игнорирование некоторых из лучших инструментов, которые может предложить сообщество open source с обеих сторон, просто означает, что я собираюсь потратить больше своего времени на поиск утилит, которые, по моему мнению, являются лучшими для работы.

Все это означает, что я ценю то, что делают разработчики, но это не обязательно тот подход, который я хочу использовать. Это означает, что ради этого теста я пытался больше сосредоточиться на том, хорошо ли KaOS справлялся с тем, что он хочет сделать (сосредоточиться на одном рабочем столе, наборе инструментов и архитектуре), а не на том, понравилось ли мне это.

По большей части я думаю, что KaOS делает хорошую работу. Мне потребовалось некоторое время, чтобы привыкнуть к тому, что параметры входа в систему, панель, меню приложения и кнопки окна расположены справа. Но как только я перешел на этот способ работы, я должен был признать, что он более эффективен, чем настройки по умолчанию, используемые большинством дистрибутивов. Я привык все располагать слева, но, вероятно, одинаково полезно сгруппировать все справа.

Рабочий стол Plasma по большей части работал хорошо, особенно при работе на физическом оборудовании. По крайней мере, так было в сеансе X.Org, сеанс Wayland все еще мало пригоден для практической работы.

Мне очень нравится окно приветствия, большинство приложений по умолчанию и установщик Calamares. Моя единственная постоянная проблема, как правило, была с визуальными эффектами. В частности, пульсирующий красный значок уведомления об обновлении и способ, которым экран входа в систему скрывал дату и параметры сеанса. Белый текст на белом фоне - не очень хорошая комбинация.

В остальном, я думаю, что KaOS проделал довольно хорошую работу. Некоторые из приложений по умолчанию были не в моем вкусе, и их дистрибутив на удивление занимает много места и прожорлив по отношению к оперативной памяти, но производительность оставалась стабильной. Было несколько ошибок или небольших проблем, которые раздражали меня, но было возможно обойти их все. KaOS, возможно, не мой выбор, но я вижу, что он будет очень привлекателен, если вы являетесь поклонником Plasma и дистрибутивов с постоянными обновлениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий