рекомендации

воскресенье, 26 апреля 2020 г.

Обзор дистрибутива Solus 4.1 "Fortitude"


Solus - это настольный дистрибутив, который не основан ни на каком другом дистрибутиве. Многие из пакетов, используемых в этом дистрибутиве, будут вам знакомы, но вместо использования APT, DNF или одной из других распространенных альтернатив, Solus использует свой собственный менеджер пакетов eopkg, который является форком менеджера пакетов PiSi, и одно из окружений рабочего стола, доступных в Solus, - Budgie, который разработан для Solus.


Доступны четыре различных образа Solus 4.1 "Fortitude": Budgie, GNOME, MATE и Plasma. Образы Budgie и Plasma имеют размер 1,8 ГБ. Образ MATE немного меньше, 1,7 ГБ, а образ GNOME - немного больше, 1,9 ГБ. Каждый образ предоставляет среду рабочего стола и инсталлятор, который устанавливает Solus в среде рабочего стола, на которой базируется данный образ.


Для этого обзора я выбрал образ Solus 4.1 с рабочей средой Budgie. Я начал с загрузки ISO и копирования его на флешку. Я перезагрузил компьютер и обнаружил, что мне нужно было отключить безопасную загрузку, прежде чем я смог загрузиться с образа, но как только я это сделал, Solus загрузился очень быстро. Убедившись, что все мое оборудование работает нормально, я перешел к следующему шагу и запустил установщик.

Установка Solus

Solus использует установщик, который они называют os-installer. Этот установщик предоставляет все стандартные опции, поэтому для тех, кто устанавливал какой-либо современный дистрибутив Linux, не должно быть сюрпризов . Приятной особенностью программы установки является то, что шаги четко перечислены на боковой панели, поэтому легко увидеть, сколько шагов осталось до завершения процесса.


Я быстро прошел через все этапы, которые начинались с языка, местоположения, раскладки клавиатуры и параметров часового пояса, прежде чем заняться разбиением диска, настройками и созданием нового пользователя. После того, как все было завершено, началась сама установка.

Установка Solus на мой компьютер была очень быстрой. Как только все было сделано, я перезагрузил компьютер и очень, очень быстро получил приглашение на вход в систему. Разработчики Solus может быть немного перехвалили скорость установки Solus (они утверждают, что благодаря переходу на сжатие zstd для образов SquashFS копирование файлов на компьютер будет быстрее, чем время, необходимое для ответа на все вопросы в мастере установки), но скорость загрузки более чем компенсирует это.

Графическое окружение Budgie

Рабочий стол Budgie основан на GNOME 3 с несколькими изменениями. Макет Budgie по умолчанию имеет одну панель внизу экрана. Эта панель имеет базовую компоновку современного рабочего стола Windows. Слева находится меню приложений и ярлыки приложений. Справа находятся элементы управления сетью, уведомления, батарея, звук, Bluetooth, выключение/выход из системы, время и дата, а также ярлык для отображения панели Raven.



Панель Raven появляется в правой части экрана и по умолчанию содержит две вкладки: апплеты и уведомления. Вкладка апплетов содержит календарь, регулятор громкости и многое другое. На вкладке уведомлений отображаются уведомления от всех приложений. По сути, панель Raven очень похожа на ее аналог в последней версии Microsoft Windows.



В целом, Budgie берет GNOME 3 и превращает его в нечто гораздо более близкое к тому, к чему привыкли пользователи Windows. Это не просто клон Windows или KDE Plasma, но он обеспечивает работу с десктопом в соответствии с работой этих окружений.



Один недостаток, по крайней мере, на мой взгляд, для настройки Solus Budgie заключается в том, что темная тема по умолчанию слишком темная. Возможно, я просто старею, и мои глаза не работают так, как раньше, но по умолчанию темный Solus напоминает мне о черном корабле в «Автостопе по Галактике», на котором были черные метки на черных кнопках и черные световые индикаторы. Иногда контраст между кнопкой и окном, в котором она находится, не очень четкий. В настройках Budgie есть возможность отключить темную тему, но она не работает при использовании виджетов "Plata-Noir" по умолчанию. 

Как бы ни был хорош рабочий стол Budgie, он не лишен недостатков. Настройки рабочего стола Budgie вообще не интегрированы с приложением GNOME 3 Settings. Это означает, что некоторые настройки находятся в одном приложении, а некоторые - в другом. Это не очень запутывает, но было бы хорошо, если бы вещи были лучше интегрированы друг с другом. И хотя в Budgie используется множество приложений GNOME, было бы неплохо, если бы вместо ссылок на GNOME было больше брендинга Budgie, просто для ясности. Например, ссылка «About» в меню приложений, которая открывает панель «About» в настройках GNOME, идентифицирует дистрибутив как «Solus 4.1 Fortitude» и упоминает номер версии GNOME (3.34.3), но вообще не упоминает Budgie. Инструкции GNOME 3.34 могут относиться или не относиться к Budgie.

Предустановленные программы

Solus 4.1 поставляется с предустановленным набором программного обеспечения. Выбор программ по умолчанию достаточен для пользователей, которые используют свои компьютеры для просмотра веб-страниц, электронной почты и обработки текстов. В дополнение к различным аксессуарам и утилитам, большинство из которых предоставляются GNOME, Solus поставляется с Firefox, Thunderbird, HexChat, LibreOffice (Calc, Draw, Impress и Writer, но не Base или Math), Rhythmbox и GNOME MPV. Версия ядра Linux, на которой работает дистрибутив, - 5.4.12. Здесь нет ничего необычного.

Единственный недостаток в выборе программного обеспечения по умолчанию - использование GNOME MPV. С установленными по умолчанию пакетами я не мог заставить GNOME MPV успешно воспроизводить видео 1080p без немедленной задержки видео. Аппаратное ускорение не было включено, но передачи опции «-hwdec» в MPV было недостаточно для решения проблемы. Чтобы все работало правильно, мне пришлось установить пакет libva-intel-driver, прежде чем опция «--hwdec» заработала правильно. Огорчало то, что когда я установил GNOME Videos (Totem), то первым делом попытался увидеть, работает ли другой медиаплеер, он воспроизводил видео безупречно, хотя ему не требовалось устанавливать пакет, необходимый GNOME MPV для работы. Solus поставляется с кодеками, которые во многих других дистрибутивах не поставляются по умолчанию, но имеет видеоплеер по умолчанию с очень низкой производительностью на скромном оборудовании.

Установка дополнительных программ

Выбор программного обеспечения, предустановленного в Solus по умолчанию, великолепен, но для установки доступно гораздо больше программ. Software Center является графическим инструментом для выполнения этой задачи, и это отличный способ находить пакеты и устанавливать обновления. На вкладке «Home» отображаются категории программного обеспечения, которые в дальнейшем подразделяются на более узкие категории. Я обнаружил, что это действительно помогло мне узнать, какие приложения были доступны, когда мне было нужно программное обеспечение, которое должно было выполнять определенную задачу, но не имелось в виду какое-либо конкретное приложение. Когда я точно знал, что я хотел, функция поиска работала очень быстро. Есть также вкладка «Third Party», в которой перечислены различные популярные сторонние пакеты, такие как GitKraken, Google Chrome, Google Earth, Skype, Slack, Spotify, Android Studio и несколько интегрированных сред разработки JetBrains. В целом, я очень впечатлен выбором программного обеспечения. Я даже смог установить RStudio из Software Center. В большинстве дистрибутивов я должен загрузить Deb или RPM для RStudio  с веб-сайта RStudio и установить ее вручную.



В командной строке Solus использует eopkg для управления пакетами. Есть несколько отличий, но по большей части eopkg работает так же, как APT и YUM/DNF. Я обнаружил, что доступная функциональность очень хорошая. Параметры поиска и информации работали быстро и предоставляли полезную информацию. Команды «install» и «remove» работали, как и ожидалось, для пакетов, у которых не было зависимостей, но «autoremove» лучше работает для пакетов с зависимостями. Простое использование «remove» оставляет неиспользуемые зависимости на месте, а «autoremove» удаляет зависимости. Есть также функция «история», которая может отображать журнал транзакций и откат к более ранним состояниям. Поскольку он не совсем такой, как другие менеджеры пакетов командной строки, потребовалось немного времени, чтобы приспособиться к использованию eopkg, но как только я настроил его, было замечательно его использовать.

Solus также поставляется с предустановленной поддержкой Snap и Flatpak. По умолчанию нет никаких пакетов Snaps, но при установке чего-либо с помощью команды snap будет установлен пакет с сайта Snapcraft.io. С другой стороны, Flatpak поставляется без предварительно настроенных репозиториев, поэтому для обеспечения поддержки Flatpak можно использовать переход к Flathub и следовать инструкциям, чтобы включить репозиторий Flathub (или сделать то же самое для некоторых других репозиториев).

Заключение

За исключением проблем, которые у меня возникли с GNOME MPV, когда я не мог воспроизводить видео высокой четкости на моем компьютере без необходимости предварительно настроить несколько моментов, Solus 4.1 - очень отлаженный дистрибутив. Возможно, пользователям с более мощным оборудованием не нужно включать аппаратное декодирование и устанавливать дополнительные пакеты, чтобы GNOME MPV работал с видео высокой четкости без задержки, но проблемы с воспроизведением видео были моей главной критикой дистрибутива. Все остальное хорошо продумано, и выбор программного обеспечения по умолчанию превосходен. У некоторых приложений Budgie Desktop Settings есть несколько незначительных проблем, но они незначительны.

Если вы ищете настольный Linux, который делает свое дело, а не является очередным дистрибутивом «Ubuntu плюс несколько дополнительных пакетов», Solus - отличный выбор. Среда рабочего стола Budgie и утилита eopkg очень хороши. Я настоятельно рекомендую этот дистрибутив как десктопный дистрибутив общего назначения для пользователей всех уровней опыта.

Оригинал: Solus 4.1 "Fortitude"

Комментариев нет:

Отправить комментарий