рекомендации

воскресенье, 3 мая 2020 г.

Обзор дистрибутива OpenMandriva Lx 4.1 "Mercury"


OpenMandriva Lx, который я буду называть OpenMandriva, является независимым дистрибутивом Linux. Корни проекта уходят в Mandriva Linux, который был дистрибутивом, выпущенным Mandriva S.A. Компания потерпела крах в 2011 году, но, что характерно для Linux, из пепла появились новые дистрибутивы, в том числе Mageia и OpenMandriva.

В отличие от Mandriva, OpenMandriva - это проект сообщества. Цель дистрибутива - предоставить бесплатную альтернативу Windows и macOS, и дистрибутив полагается на пожертвования для покрытия расходов. Я начал тест 4 февраля, и почти весь день сайт OpenMandriva не работал. Иногда я получал сообщение «Site under construction», в другое время я получал ошибку «gateway time-out». На следующий день на домашней странице показывалось сообщение «Congratulations, you installed Discourse», после чего сайт снова был либо «в разработке», либо выдавал ошибки. Поскольку 2 февраля была выпущена OpenMandriva 4.1, время для проблем с сайтом было неудачным.


Установка

Пока сайт не работал, я смог скачать ISO-образ OpenMandriva из SourceForge. Имеется два ISO: plasma.x86_64 и plasma.znver1. Последний образ оптимизирован для современных процессоров AMD (Ryzen, ThreadRipper и EPYC).

Позже я узнал, что SourceForge - единственное место, откуда вы можете скачать последнюю версию OpenMandriva. Страница загрузки OpenMandriva содержит список различных зеркал, но ни одно из них не содержит образов для последней версии. Также есть ссылка на торренты, но опять же нет файлов для версии 4.1.


OpenMandriva может быть запущена как живая среда и использует установщик Calamares. Мне понравился Calamares. Он выглядит чистым и, по большей части, просто работает. Если вы просто нажмете «Далее, Далее, Далее» и позволите дистрибутиву забрать весь ваш диск, все будет хорошо. Calamares, тем не менее, всегда не дружил с шифрованием разделов. Я решил зашифровать свою систему, и все, казалось, прошло хорошо. Инсталлятор начал выполнять свою магию, и мне представили небольшое слайд-шоу, составленное из поздравительных маркетинговых слоганов:
  • OpenMandriva, Everybody, Everywhere
  • OpenMandriva is innovative
  • OpenMandriva is fast

И затем установка не завершилась с сообщением "cryptsetup -s 512 --batch-mode --force-password --type luks1 luksFormat / dev / sda3".

Немного покопавшись, я обнаружил, что решением проблемы является отказ от раздела подкачки. Моя вторая попытка была успешной, и я увидел остальные слайды. Я узнал, что OpenMandriva также является «захватывающей площадкой для пользователей и разработчиков», «стабильной», «мобильной» и «уникальной».



Первые впечатления

Процесс загрузки далек от молниеносности, но я довольно быстро добрался до экрана входа в систему - и на протяжении всего теста у меня не возникало проблем с производительностью. У меня были различные другие проблемы, и одна из них - это звук, который воспроизводится, когда вы входите в систему. Не знаю почему, но я нахожу его раздражающим, несмотря на то, что он длился всего около десяти секунд. Если вы являетесь противником системных звуков, эту функцию можно отключить через «System Settings > Notifications > Applications: Configure > Plasma Workspace > Configure Events > Login».

Рабочий стол OpenMandriva Plasma использует достаточно стандартную компоновку. В нижней части экрана находится панель задач со всеми обычными элементами: меню приложений, панели запуска приложений и панель задач. Открытые приложения отображаются в два ряда, что выглядит немного странно. После некоторого тыкания в настройках я смог организовать панель задач по своему вкусу. Я даже смог привести в порядок довольно переполненный системный трей.


Я должен также упомянуть "OM Welcome", которая - сюрприз, сюрприз - приложение приветствия. OM Welcome запускается автоматически при входе в систему и содержит несколько вкладок. Вкладка «Features» содержит информацию о ядре, рабочем столе Plasma и нескольких приложениях. Информация представлена в виде слайд-шоу, и каждый слайд отображается в течение трех секунд. Если вы не разбираетесь в скоростном чтении, вы можете приостановить отдельные слайды, поместив курсор на ярлык слайда.

Вкладка «Configure» предоставляет ярлыки для различных меню настроек Plasma (которых много), а меню «Applications» содержит выбор программного обеспечения, которое вы можете установить одним нажатием кнопки. Вы не получаете никакой информации о прогрессе при установке приложения, но программа установки программного обеспечения работает - мне удалось установить GIMP и Scribus через приложение Welcome.

Наконец, вкладка «Contribute» содержит ссылки на различные ресурсы, включая форумы OpenMandriva и страницу пожертвований. Четыре из восьми ссылок на вкладке приводят к ошибке «page not found». Я подозреваю, что это потому, что различные разделы и страницы на сайте были перемещены в другое место - я также столкнулся с множеством мертвых ссылок на сайте OpenMandriva.

Что дальше?

На третий день моего теста сайт OpenMandriva восстановился, и я смог прочитать примечания к релизу [PDF]. Помимо обычных обновлений версии (ядро Linux 5.5.0, systemd 244, Plasma 5.17.5 и т. д.), есть несколько интересных новых функций. Появилось два новых инструмента: om-update-config можно использовать для настройки автоматических обновлений, а om-feel-like - переключатель тем рабочего стола. Кроме того, в качестве альтернативного менеджера пакетов был добавлен Zypper.

Я пропустил некоторую информацию в примечаниях к релизу. Неясно, например, как долго будет поддерживаться OpenMandriva 4.1 и каков путь обновления с версии 4 до 4.1.

om-update-config

om-update-config отображается в меню как «Update Configuration» и предоставляет три варианта применения обновлений:
  • Do not install updates automatically
  • Download updates automatically, install manually
  • Download and install updates automatically

Первый вариант («do not install updates automatically») немного неясен, так как он не сообщает вам, будут ли обновления загружаться автоматически. Вы можете сделать вывод, что ничего не будет загружено, так как в противном случае опция будет идентична «download updates automatically, install manually». Тем не менее, описание «Manually manage updates» имело бы больше смысла. Вы не должны делать вывод, что делает опция.

Я не смог протестировать эту утилиту. Это отчасти потому, что я получил очень мало обновлений во время теста, а отчасти потому, что утилита была удалена, когда я удалил DNF (скоро я к этому вернусь). У меня есть подсказка, связанная с этой утилитой: вы можете запустить om-config-update из командной строки (от имени пользователя root). Утилита принимает один из трех аргументов: none, download или install.



om-feeling-like

om-feeling-like появляется в меню как Desktop Presets. Проще говоря, одним нажатием кнопки вы можете изменить тему рабочего стола. Доступны следующие варианты: OpenMandriva (по умолчанию), Plasma (это стандартный рабочий стол Plasma), Windows 7, Windows 10, Ubuntu и macOS. Эта идея была заимствована из Ubuntu MATE, которая имеет аналогичный переключатель десктопов.


Я попробовал две темы: macOS и Ubuntu. Тема macOS была довольно приятной. Мне нравится иметь глобальное меню приложений, и мне понравился док Latte. Хотя общее впечатление не очень. Например, если щелкнуть значок OpenMandriva, откроется меню с полупрозрачным фоном. Это может выглядеть красиво, но становится трудно перемещаться по меню, когда другое приложение открыто в фоновом режиме. Когда я попытался (и не смог) найти параметр для изменения фона, я заметил, что глобальное меню также не работает должным образом: меню браузера Falkon все равно будет отображаться, хотя в фокусе будет другое приложение.

Тема Ubuntu была намного хуже и, честно говоря, выглядит как шутка. Вертикальный док перекрывает верхнюю панель и кнопку «Default» (которая называется «Activities» в GNOME); часы не отцентрированы должным образом, и вы не можете открыть activities с помощью клавиши Super. Последнее на самом деле может быть хорошей вещью, так как activities выглядят ужасно.


Я также обнаружил, что большинство настроек, которые я сделал для рабочего стола по умолчанию, были потеряны, когда я вернулся к теме OpenMandriva. Я уверен, что многим пользователям понравится om-feel-like, но для меня это было похоже на бета-версию, которая не должна быть предварительно установленной.

Zypper

OpenMandriva использует менеджер пакетов DNF, но теперь вы можете установить Zypper. Я немного нервничал по этому поводу. В частности, я не был уверен, можно ли установить Zypper вместе с DNF, или было бы лучше заменить DNF на Zypper. Установленные вместе два менеджера пакетов не всегда чувствуют себя хорошо.

Я решил, что это мой долг - сделать решающий шаг. Насколько я могу судить, DNF и Zypper могут жить счастливо бок о бок (но, пожалуйста, не сердитесь на меня, если эксперимент окажется для вас катастрофой). Я также проверил, что произойдет, если вы удалите DNF, и это также не вызывает каких-либо очевидных проблем. Стоит отметить, однако, что удаление DNF также удалит вышеупомянутую утилиту om-update-config и dnfdragora, которая является графическим интерфейсом для DNF. Удаление DNF также нарушит работу установщика программного обеспечения в приложении Welcome, так как нажатие на любое из приложений выполняет команду "dnf install --assumeyes".



Программы и опыт работы в KDE

OpenMandriva поставляется с довольно большой коллекцией программного обеспечения. Я хорошо ладил с большинством из них. Единственная реальная проблема, с которой я столкнулся, заключалась в том, что KMail не работал, но мне никогда не удавалось поладить с KMail. На этот раз я получил сообщение об ошибке «Could not convert value of setting 'AccountIdentity' to required type» при попытке настроить учетную запись электронной почты. Это похоже на ошибку Qt.

В качестве альтернативы я установил Trojitá. Почтовый клиент постоянно зависал, когда я нажимал на любой из заголовков на панели сообщений (т.е., если вы пытаетесь сортировать электронные письма по дате, отправителю или теме), но помимо этого  Trojitá мне понравился. Он минималистичен, но делает работу в качестве почтового клиента на запасном ноутбуке.

По умолчанию используется веб-браузер Falkon, в котором по умолчанию включено базовое расширение для блокировки рекламы. По какой-то причине OpenMandriva использует локальный файл (/usr/share/mdk/indexhtml.html) в качестве домашней страницы по умолчанию. Это странно, поскольку страница перенаправляет на сайт OpenMandriva. Когда вы откроете браузер, он покажет локальный файл HTML в течение нескольких секунд, прежде чем вы будете перенаправлены. Конечно, это легко исправить - Falkon вполне настраивается.

Больше всего мне понравилось приложение Elisa, один из четырех предустановленных медиаплееров. Он выглядит красиво и обеспечивает правильный баланс между простотой использования и функциональностью - по крайней мере, для меня.


Было несколько приложений, которых мне не хватало. Большинство из них были приложениями командной строки, такими как pass, moc и newsboat. Было также несколько графических приложений, наличие которых мне было бы приятно, включая менеджер паролей и проигрыватель подкастов. Я мог бы обойти эти проблемы, установив pass из исходного кода и добавив подкаст-каналы в Akregator, который является еще одним приложением, с которым я очень хорошо справился.

Discover, центр программного обеспечения KDE, работал лучше, чем ожидалось. В прошлом я никогда не заморачивался с Discover, но чувствую, что он немного улучшился. Было легко устанавливать и удалять пакеты, и мне нравится, что он также позволяет вам управлять репозиториями и обновлениями. Хотя было и несколько ошибок. Например, Firefox не был указан в категории «Веб-браузеры».


В целом Plasma меня приятно удивила. Было несколько странных зависимостей, таких как Marble, привязанный к KMail. Было несколько приложений с панелями инструментов по всем четырем сторонам окна (digiKam был заметным исключением), и мои клавиши регулировки громкости работали на экране входа в систему. По большей части все работало.

Plasma on Wayland, доступная сессия на экране входа в систему, еще не достигла нормального состояния. В основном она работала, но были различные мелкие проблемы. Переключатель задач, например, не работал. Использование Alt-Tab показывало мне открытые окна, но я не мог переключаться между ними.

Документация и другие проблемы с сайтом

Несмотря на то, что сайт OpenMandriva восстановился, я не смог найти на сайте никакой полезной информации. Например, я надеялся найти некоторую информацию о проприетарных кодеках (которые установлены по умолчанию) и Zypper в вики. К сожалению, срок действия SSL-сертификата для wiki.openmandriva.org истек в конце декабря. Поскольку они установили перенаправление, чтобы всегда использовать HTTPS, к странице можно было получить доступ только путем добавления исключения SSL в моем браузере, чего я обычно не делаю.

Я хотел сообщить об истекшем сертификате как об ошибке. Прошло шесть недель с момента истечения срока действия сертификата, и никто, похоже, не заметил проблему. Багтрекер тоже был глючным. После ввода моего адреса электронной почты мне следовало отправить электронное письмо с подтверждением учетной записи, но вместо этого я получил пустую страницу.

Вики получила новый сертификат Let's Encrypt 8 февраля. Однако, к моему удивлению, вики была совершенно пустой. Домен показал сообщение «MediaWiki has been installed», и никакого контента не было. И в тот же день я заметил, что 8 февраля истек срок действия SSL-сертификата для субдомена «downloads». Тот, кто присматривает за сайтом, испытывает несколько трудных недель.


На сайте есть еще один раздел с документацией. Тем не менее, он содержит очень мало контента, и имеющаяся документация говорит об OpenMandriva Lx 3, которая была выпущена в 2017 году. Как и на сайте проекта, документация не очень хорошая.

Заключение

Мне не очень понравилась OpenMandriva. У проекта довольно много проблем с инфраструктурой, и документация находится в очень плохом состоянии. Моя главная проблема, тем не менее, заключалась в том, что я обнаружил, что специфичные для OpenMandriva возможности не в фаворе.

Это недоброе заключение, и мне не нравится писать негативные отзывы. Но дистрибутив стремится стать альтернативой Windows и macOS, и я, честно говоря, не думаю, что OpenMandriva является такой альтернативой. Есть гораздо лучшие дистрибутивы как для беженцев из Windows/macOS, так и для любителей KDE.

Комментариев нет:

Отправить комментарий