рекомендации

пятница, 3 июля 2020 г.

Обзор дистрибутива Netrunner 20.01


Netrunner - это дистрибутив на основе Debian с настраиваемым рабочим столом KDE Plasma с некоторыми дополнительными приложениями и плюшками. В течение многих лет у проекта Netrunner было несколько различных редакций, которые, похоже, приходят и уходят довольно быстро. Например, была редакция с постоянными обновлениями, основанная на Manjaro Linux, которая несколько раз появлялась и забрасывалась. В течение многих лет также выпускались редакции для устройств на платформе ARM, но, похоже, они больше не включаются в новые релизы. В прошлом существовала редакция Core, которая предлагала более минимальный подход, чем основная версия дистрибутива Desktop, и кажется, что разработчики планируют продолжить линейку Core, но на момент написания этой статьи для версии 20.01 доступна только версия Desktop. [Примечание: после того, как этот обзор был написан, но еще не опубликован, вышла редакция Core.]

Все это говорит о том, что в прошлом у Netrunner было много выпусков и поддерживалось несколько архитектур. Однако на момент написания этой статьи Netrunner 20.01 доступен только в версии для 64-разрядных (x86_64) компьютеров, и образ весит 2,4 ГБ.

Загрузка с предоставленного носителя запускает рабочую среду KDE Plasma. Рабочий стол имеет панель в нижней части дисплея с меню приложений и системным треем. В системном трее находится обычный набор значков, а также два необычных элемента: один значок для открытия выпадающего виртуального терминала и другой для создания снимков экрана. На рабочем столе есть значки для запуска установщика системы, открытия документа Read Me, запуска файлового менеджера Dolphin и открытия окна, в котором отображается информация, связанная с оборудованием. 

При щелчке на Read Me откроется браузер Firefox и отобразится онлайн-документ, содержащий советы по использованию Netrunner. В основном это случайные советы, касающиеся учетных данных для входа в систему в реальном времени, работы с игровым порталом Steam и настройки рабочего стола.

Исследуя живую среду, я вскоре заметил, что меню приложений имеет необычную структуру. Меню приложений охватывает весь рабочий стол и разделено на три панели. С левой стороны находится область «Favourites» с параметрами выхода из системы и выключения компьютера. В правом углу находятся категории программного обеспечения, которые мы можем исследовать. Конкретные пункты в выбранной категории отображаются в середине меню. Этот полноэкранный подход занимает много места и требует гораздо большего перемещения мыши, чем другие меню, поскольку мыши нужно перемещаться из нижнего левого угла в правый верхний, и затем обратно в середину, чтобы запустить любую программу. Первым делом после установки системы я поменял это меню на альтернативное (что можно сделать, щелкнув правой кнопкой мыши по кнопке меню).



Установка

Netrunner использует установщик Calamares, графическое приложение, которое быстро проведет нас через обычные этапы настройки операционной системы. Calamares предоставляет удобный интерфейс для выбора языка, часового пояса и раскладки клавиатуры. Calamares помогает нам создать имя пользователя и пароль. Когда дело доходит до разбиения диска, мы можем воспользоваться опцией guided, которая занимает доступное свободное пространство, или вручную создать разделы. Сначала я попробовал ручное разбиение, и при настройке второго раздела Calamares упал, не выдав ни одной ошибки. Я перезапустил установщик, выбрал точно такие же опции, и на этот раз Calamares успешно завершил свою работу.

Первые впечатления

Недавно установленная копия Netrunner загружается на чёрную графическую страницу входа. При входе в нашу учетную запись загружается рабочий стол KDE Plasma. При первом входе на рабочий стол я не видел всплывающих окон, окон приветствия или других уведомлений.

Однако я заметил одну вещь - указатель мыши по умолчанию красновато-оранжевый. Я не уверен, что этот необычный выбор был сделан для того, чтобы мышь была лучше видна, или, возможно, как личный выбор разработчика. Если мы хотим иметь более привычно окрашенный указатель, тему курсора можно изменить на панели «System Settings».

Когда я впервые начал использовать Netrunner, рабочий стол в основном работал хорошо, но тормозил при открытии меню, запуске программ или выделении элементов с помощью мыши. Мне удалось улучшить производительность, настроив (или отключив) композитинг, которым можно управлять на панели «System Settings». Это улучшило быстродействие рабочего стола и обеспечило хорошую производительность, когда я запускал дистрибутив на рабочей станции. Несмотря на то, что производительность рабочего стола в моей тестовой среде VirtualBox была улучшена, Plasma никогда не достигала точки, когда система вела себя должным образом в виртуальной машине.



Приложения

Netrunner поставляется с KDE Plasma 5.14.5, которая в настоящее время на несколько версий отстает от актуальной, то есть 5.18. В большинстве случаев это не оказывает практического влияния на работу, но я думаю, что это может объяснить некоторые проблемы с производительностью, с которыми я столкнулся. Я также заметил, что в Plasma Vaults отсутствует функция, которая облегчает доступ к зашифрованным томам. Vaults старше Plasma 5.14, и я ожидал увидеть его, но, похоже, он был пропущен в Netrunner. Я обнаружил, что функциональность Vaults может быть добавлена в Plasma путем установки пакета plasma-vault и его зависимостей.



Помимо самого рабочего стола KDE Plasma, Netrunner поставляется с большим количеством программного обеспечения, включая браузер Firefox, виртуальный глобус Marble и Thunderbird для проверки электронной почты. Программа Pidgin для обмена сообщениями, торрент-клиент Transmission и LibreOffice также имеются. Есть также нативное приложение Skype, GIMP для работы с изображениями, Inkscape и приложение для рисования Krita.

Есть куча игр и Steam. В первый раз, когда я пытался открыть Steam, в течение нескольких минут ничего не происходило, по крайней мере, на рабочем столе, но мой жесткий диск работал усердно. В конце концов появилось окно, сообщающее, что Steam обновляется, а затем, через несколько минут, игровой портал запустился.


Netrunner предлагает пользователям средство просмотра удаленного рабочего стола, документацию KDE, файловый менеджер Dolphin и программу для чтения документов Okular. Мы также увидели утилиту веб-камеры Cheese, медиаплееры Audacious и SMPlayer, утилиту конвертации мультимедиа HandBrake и видеоредактор Kdenlive. Дистрибутив предоставляет полный спектр медиа кодеков для аудио и видео форматов.

Одним интересным дополнением к меню приложений является категория веб-приложений. Теоретически они дают нам доступ к некоторым онлайн-сервисам, таким как Telegram, Whatsapp и Skype. К сожалению, эти веб-приложения не всегда работают так, как хотелось бы. Например, веб-клиент Whatsapp требует, чтобы у нас уже был установлен и настроен собственный клиент Whatsapp на другом устройстве. Веб-клиент Skype кажется избыточным, поскольку у нас уже есть нативная реализация, плюс попытка открыть веб-приложение Skype просто отображает сообщение о том, что оно несовместимо с Firefox (браузером Netrunner по умолчанию) и что нам нужно использовать либо Edge, либо Chrome для доступа к сервису Skype.

Углубившись в дистрибутив Netrunner, я обнаружил, что для нас уже установлена Java, а также коллекция компиляторов GNU. Дистрибутив использует systemd init и работает на ядре Linux 4.19.

Управление пакетами

Дистрибутив предоставляет несколько разных методов для работы с программным обеспечением. Основным из них является Discover, графический интерфейс, который разделяет доступные пакеты на приложения и плагины KDE. Далее он организует приложения по категориям и, в некоторых случаях, подкатегориям. У меня Discover работал хорошо. Мы также можем искать программное обеспечение по имени и проверять наличие обновлений с помощью Discover.


Я обнаружил, что интерфейс Discover работает медленно, а также иногда навигация между элементами замедлялась из-за большого количества подкатегорий и отсутствия кнопки «Установить» на информационных экранах приложений. 

За время использования Discover было доступно 8 новых обновлений общим объемом 18 МБ. Все они были загружены и установлены без проблем.

Другой утилитой, которую мы можем использовать для работы с обновлениями, является утилита Update Manager (также известная как mintUpdate). Этот инструмент позволяет легко просматривать и загружать новые пакеты. К сожалению, он не сопровождается уведомлением об обновлении в системном трее, чтобы сообщить нам, когда его использовать, нам нужно проверять наличие обновлений вручную. Одна небольшая проблема, с которой я столкнулся с mintUpdate, заключалась в том, что, когда я проверял информацию о нем, всплывающее окно сообщало об ошибке с отсутствующим файлом библиотеки (version.py) вместо любой информации о mintUpdate.

Для тех, кто любит более детальное управление пакетами, Netrunner предоставляет менеджер пакетов Synaptic и инструменты командной строки APT. Как и в случае с ранее упомянутыми инструментами управления программным обеспечением, они оба работали хорошо.



Поддержка железа

Я исследовал Netrunner в двух тестовых окружениях. Когда я запускал дистрибутив в VirtualBox, операционная система была стабильной и функционировала довольно хорошо, хотя работала немного медленно. В остальном опыт был хорошим, и с некоторыми настройками я смог повысить производительность рабочего стола Plasma.

При работе на моей рабочей станции Netrunner обнаружил все оборудование моего компьютера, и производительность была заметно лучше. Одна или две программы, такие как программный центр Discover, временами все еще работали медленно, но операционная система в целом работала без сбоев.

Netrunner - это дистрибутив со средним потреблением оперативной памяти, использующий около 470 МБ. Тем не менее, он требует 7,6 ГБ дискового пространства для новой установки, не включая пространство подкачки.

Заключение

Это может показаться странным, но после использования Netrunner я изо всех сил пытался сообразить, что о нем сказать, хорош он или плох. Дистрибутив, по сути, использует Debian и добавляет рабочий стол KDE Plasma. Результат работает хорошо и не доставляет серьезных проблем. В итоге я настроил Plasma для повышения производительности, и мне пришлось добавить несколько утилит, таких как Vaults, но в остальном все было нормально.

С другой стороны, я не чувствую, что Netrunner привносит что-то новое или особенное. Он похож на другие дистрибутивы на основе Debian с KDE, такие как Neptune или SolydXK. В этом нет ничего плохого, но это означает, что дистрибутив не сделал ничего, чтобы выделить себя в моем сознании, ничего, чтобы заставить меня выбрать его среди одной из альтернатив.

Короче говоря, Netrunner - это хороший, солидный дистрибутив. Прилагаемое программное обеспечение немного старше, но не настолько старое, чтобы мешать нормальной работе, и, при необходимости, существуют репозитории backports, которые мы можем использовать. Я не думаю, что у Netrunner есть какие-то особые подарки или сюрпризы, которые выделяют его, но я думаю, что он в целом прияный.

Одна из немногих проблем, которые у меня были с Netrunner, не была технической, это были смещенные акценты проекта. Хотя Netrunner существует в той или иной форме довольно долгое время, проект продолжает раскручивать новые выпуски, новые концепции и поддержку новой архитектуры. Они имеют тенденцию исчезать через несколько месяцев или лет. Netrunner в целом продолжается, но я не хотел бы слишком привязываться к какому-либо варианту дистрибутива.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий