рекомендации

четверг, 30 июля 2020 г.

Обзор дистрибутива Ubuntu 20.04 LTS


Ubuntu, наряду со многими вариантами от сообщества, является одним из наиболее широко используемых в мире дистрибутивов Linux. Ubuntu выпускает четыре официальных редакции (Desktop, Server, Cloud и minimal Core). Существуют дополнительные редакции от сообщества, которые предоставляют альтернативные варианты рабочего стола и конфигурации. Недавно Canonical выпустила Ubuntu 20.04, который предлагает пятилетнюю поддержку официальных редакций и три года поддержки выпусков от сообщества.


Новый выпуск Ubuntu включает версию 5.4 ядра Linux и поддержку WireGuard. Версия Desktop поставляется с GNOME 3.36 в качестве рабочего стола по умолчанию и включает экспериментальную поддержку установки операционной системы в расширенную файловую систему ZFS. В объявлении о выпуске упоминается, что наряду с ZFS Ubuntu предложит «сохранение состояния» файловой системы с помощью инструмента под названием Zsys. Исходя из контекста, звучит так, будто «сохранение состояния» здесь означает создание снимков файловой системы, поскольку нам также говорят, что ZFS интегрируется с загрузчиком GRUB, чтобы позволить пользователям откатывать системные изменения (эта функция аналогична загрузочным средам, предоставляемым openSUSE и FreeBSD). Эта версия Ubuntu поставляется с Python 3.8, хотя Python 2.7 доступен в репозиториях дистрибутива.

Версия Ubuntu Desktop занимает 2,5 ГБ. Загрузка с носителя, если мы не вмешаемся, загрузит графическую среду, в которой мы можем попробовать использовать среду рабочего стола или немедленно запустить установщик Ubuntu. В начале процесса загрузки мы можем нажать клавишу, чтобы вызвать меню, где мы можем предпочесть запуск живого рабочего стола или загрузить установщик напрямую (практически это не имеет значения, а просто означает, что мы делаем выбор в пользу установки или установки дистрибутива из текстового меню загрузки, а не из графического экрана приветствия). Во время загрузки операционной системы выполняется проверка целостности локального носителя, чтобы убедиться, что операционная система не была повреждена во время загрузки. При желании мы можем пропустить проверку медиа, нажав Ctrl-C.


При выборе варианта «live desktop» загружается настроенный рабочий стол GNOME, который был настроен так, чтобы выглядеть как Unity 7, больше не поддерживаемый Canonical. Панель с кнопками быстрого запуска отображается в нижней части экрана. Меню приложений можно открыть с помощью кнопки в левом нижнем углу. Панель задач находится в верхнем правом углу, а меню Activities GNOME - в верхнем левом углу. Иконки на рабочем столе открывают установщик системы и файловый менеджер.

Установка

Графический установщик Ubuntu называется Ubiquity, и за последнее десятилетие он практически не изменился. Установщик попросит нас выбрать предпочтительный язык из списка, предложит показать примечания к выпуску дистрибутива и попросит подтвердить раскладку клавиатуры. Следующий экран дает нам несколько важных опций. Одна из них - установить Ubuntu Desktop с широким спектром приложений (это называется опцией Normal) или установить только рабочий стол GNOME, несколько утилит и веб-браузер. Это называется опцией Minimal. Мы также можем загружать обновления пакетов и сторонние компоненты, такие как медиа-кодеки и несвободные драйверы, во время установки дистрибутива.

На следующем экране спрашивают, хотим ли мы вручную разделить наш жесткий диск, или Ubiquity настроит файловые системы для нас. Автоматическая опция имеет две подопции: настройка Ubuntu на томе LVM или на ZFS. Опция ZFS помечена как экспериментальная, и после многообещающих экспериментов, которые я провел, когда в прошлом году был выпущен Ubuntu 19.10, я решил попробовать опцию ZFS. Затем мы выбираем наш часовой пояс на карте мира и придумываем имя пользователя и пароль. Инсталлятор устанавливает операционную систему, а затем предлагает перезагрузить компьютер (или, если мы работали с живым рабочим столом, Ubiquity может просто закрыться и вернуть нас обратно в среду GNOME).

Здесь я столкнулся с моей первой проблемой в Ubuntu 20.04: я не смог выключить систему из живого рабочего стола. Система начнет процесс отключения питания, а затем перечисляет бесконечный поток ошибок, говорящих о том, что система не может размонтировать живой носитель. Это происходит независимо от того, работал ли у меня рабочий стол с DVD или USB-накопителя. Когда я запустил установщик напрямую (без запуска живого рабочего стола), дистрибутив  чисто завершил работу после окончания процесса установки.

Первые впечатления

Первое, что я заметил в своей недавно установленной копии Ubuntu, это то, что загрузка заняла много времени. Ubuntu всегда требовалось более трех минут, чтобы перейти от экрана загрузчика к графическому экрану входа в систему, если он вообще смог завершить загрузку (я вернусь к этой проблеме позже). Как только мы перейдем к графическому экрану входа, мы можем войти в один из двух вариантов сеанса: Ubuntu и Ubuntu на Wayland. Оба сеанса открывают рабочий стол GNOME, причем первый работает на графическом сервере X.Org.

При первом входе в GNOME открывается окно с вопросом, хотим ли мы подключиться к каким-либо учетным записям в Интернете. Поддерживаются учетные записи Google, Microsoft, Nextcloud и Ubuntu. Затем нам предлагается включить Livepatch, инструмент, который исправляет ядро, избавляя от необходимости перезагружать компьютер при обновлении ядра. Для службы Livepatch требуется онлайновая учетная запись Ubuntu.

Затем окно первого запуска спрашивает, хотим ли мы отправить системную информацию в Canonical, и предлагает включить службы определения местоположения. Последний вопрос о том, хотим ли мы открыть центр программного обеспечения.  О программном центре я расскажу позже.

На ранних этапах использования рабочего стола GNOME я заметил, что кнопки окна все еще находятся на правой стороне окон. Я подумал, что это интересно, так как Canonical потратила несколько лет, поощряя людей использовать кнопки на окнах слева, когда они разрабатывали Unity. Макет GNOME настроен так, чтобы быть похожим на Unity, но кнопки были оставлены справа.

Нажатие кнопки меню приложений открывает полный экран лончеров. Мы можем просматривать приложения по одной странице за раз с иконками, расположенными в алфавитном порядке. Фильтров по категориям нет, но мы можем вводить запросы для поиска элементов по имени.

Вскоре после входа на рабочий стол появилось окно с сообщением о наличии двух доступных обновлений программного обеспечения. Эти обновления имели размер 94 КБ и были быстро загружены. Менеджер обновлений был прост, показал упрощенный список доступных обновлений и работал хорошо.

Поддержка железа

Я начал мой тест Ubuntu с запуска дистрибутива в среде VirtualBox. Я обнаружил, что среда GNOME была интегрирована и правильно изменена в виртуальной машине. Однако рабочий стол GNOME был слишком медленным, чтобы быть практичным. Открытие нового меню может занять более пяти секунд, а открытие новых приложений занимает намного больше времени, чем обычно.


При запуске Ubuntu на физической рабочей станции десктоп работал быстрее. GNOME все еще реагировал немного медленнее, чем обычно, но его можно было использовать. Звук работал из коробки, и мой дисплей был установлен на максимальное разрешение. Я столкнулся с проблемой с сетью. При подключении к беспроводной сети мое соединение прерывалось раз в минуту или две. Это сопровождалось предупреждением на рабочем столе о том, что сеть была отключена. Однако через несколько секунд сеть снова подключалась. При загрузке другого дистрибутива на том же оборудовании этих регулярных отключений не происходило.

При работе в ZFS Ubuntu использовал около 1,4 ГБ ОЗУ при входе в рабочий стол GNOME. ZFS, похоже, занимала несколько сотен мегабайт памяти, предполагая, что остальная часть Ubuntu и GNOME потребляли около 1 ГБ ОЗУ, что примерно вдвое больше, чем большинство других распространенных дистрибутивов, которые я тестировал в последнее время. Дистрибутив потребовал около 2,5 ГБ дискового пространства для новой установки и установки небольшого раздела подкачки рядом с моим томом ZFS, когда я использовал опцию автоматической разметки диска. 

Ранее я упоминал о проблемах с загрузкой Ubuntu. Когда я впервые установил Ubuntu и загрузился, я смог войти в систему, установить обновления и немного изучить систему. Затем я перезагрузился, и система заблокировалась, не в состоянии добраться до экрана входа в систему. Я не смог запустить дистрибутив обычным способом и поэтому решил переустановить. Когда я впервые загрузил Ubuntu после моей новой установки, я вошел в свою учетную запись, а затем сразу же перезагрузил компьютер, не внося никаких системных изменений. Система снова не загрузилась. И мне не удавалось загрузиться снова и снова. Я наконец-то обнаружил, что могу загрузить Ubuntu, запустив режим восстановления из меню GRUB и сразу выбрав Resume, чтобы продолжить процесс загрузки. Это был единственный способ загрузить дистрибутив после начальной загрузки.

Установленные программы

Обычный Ubuntu поставляется с довольно стандартной коллекцией приложений с открытым исходным кодом. Мы работаем с Firefox, Thunderbird, LibreOffice, аудиоплеером Rhythmbox, файловым менеджером GNOME Files, средством просмотра документов и календарем. Также включен торрент-клиент Transmission вместе с видеоплеером Totem. Когда мы устанавливаем Ubuntu с включенными сторонними пакетами, Totem может воспроизводить видео и аудио файлы.


Справочная документация GNOME предоставляется и находится на панели рабочего стола. В фоновом режиме Ubuntu 20.04 использует systemd init и работает на версии 5.4 ядра Linux.

Software manager

Когда мы хотим получить дополнительные приложения, большинство пользователей, вероятно, обратятся в центр программного обеспечения. В программном центре Ubuntu есть три вкладки: одна для поиска новых приложений, одна для отображения установленных программ и одна для проверки обновлений. Первая вкладка начинается с простого отображения списка «выбора редактора» или любимых программ. Нет категорий программного обеспечения, которые мы можем просматривать. Мы можем выполнять поиск программного обеспечения, находя программы по имени. Большинство моих поисков были безуспешными, и я обнаружил, что причина в том, что центр программного обеспечения отображал только пакеты Snap (переносимые пакеты в репозитории Canonical), а не десятки тысяч пакетов Deb в репозиториях Ubuntu. Чтобы искать пакеты Deb, мне нужно было либо установить альтернативный центр программного обеспечения, либо использовать инструмент командной строки APT. Это кажется странным ходом для Canonical, особенно с учетом того, как мало пакетов Snap, и пользователей Ubuntu, использующих их.


Центр программного обеспечения не обнаружил обновления системы, их необходимо было установить через отдельный менеджер обновлений, о котором я упоминал выше.

Хотя поддержка Snap включена по умолчанию, альтернативный формат переносимого пакета Flatpak - нет. Flatpak может быть установлен из репозиториев Ubuntu Deb из командной строки.



ZFS и загрузочные среды

Двумя ключевыми характеристиками, которые я надеялся протестировать в ходе этого испытания, были ZFS и загрузка снэпшотов. Установщик успешно настроил ZFS, как это было в прошлом году во время теста Xubuntu 19.10. Документация сообщает, что инструмент под названием Zsys поможет управлять снимками ZFS. Я нашел демон Zsys (zsysd), и на его странице руководства написано, что он автоматизирует создание снимков файловой системы, хотя и не дается никаких подробностей. Я не смог найти никакой информации о том, будет ли создание моментальных снимков вызвано определенными событиями или они будут делаться периодически. Я заметил, что почти сразу после первого входа в Ubuntu был создан снимок ZFS, хотя дальнейшие действия, казалось, не приводили к созданию новых снимков. Ранее в том же году Arstechnica сообщила, что Zsys делает снимки до действий по управлению пакетами, хотя и с некоторыми ограничениями.

Еще больше меня расстроило объявление о выпуске Ubuntu 20.04, в котором сообщается, что пользователи могут выбирать моментальный снимок для загрузки во время загрузки системы. Однако я не нашел способа сделать это. Старые снимки не были указаны в меню загрузки или в разделе «Advanced» меню GRUB.

Хотя кажется, что новые инструменты Ubuntu ZFS не работают или работают не так, как я ожидал, мы можем использовать стандартные инструменты командной строки ZFS, zfs и zpool, для управления томами и файловыми системами ZFS.

Решение проблем

Я столкнулся с несколькими проблемами в Ubuntu 20.04, особенно в таких ключевых областях, как загрузка, производительность рабочего стола и стабильность сети. В результате я сделал больше проверок и устранений неисправностей, чем обычно. Например, я дважды проверил контрольную сумму установочного носителя, попытался установить систему с другого съемного носителя, и убедился, что перед установкой живой носитель всегда проходил проверку.

Я также попытался запустить другие дистрибутивы на компьютере, чтобы убедиться, что они не сталкиваются с проблемами производительности или сети. Ubuntu была единственной системой, у которой были проблемы с моим оборудованием.

В какой-то момент я был обеспокоен тем, что ZFS может создавать мне проблемы, поскольку это экспериментальная функция. Однако, когда я снова попытался установить Ubuntu, на этот раз в разделе ext4, операционная система вообще не загрузилась. Даже при первой попытке запустить систему Ubuntu не смогла добраться до экрана входа в систему, даже при переходе в режим восстановления.

Заключение

Приступая к этому тесту, я был заинтригован некоторыми функциями, которые предлагала Ubuntu. Помимо хранилища ZFS для основной файловой системы и загрузочных моментальных снимков, также упоминались улучшения производительности GNOME, в последнее время был отполирован Wayland, и мне было любопытно посмотреть, как в дистрибутив интегрируются Snaps.

Однако практический опыт был катастрофой почти на всех фронтах. С установщиком Ubuntu было легко, но после этого дела быстро пошли вниз. Дистрибутив может загружаться только один раз при работе на ZFS и вообще не запускаться при установке на раздел ext4. Производительность рабочего стола дистрибутива была немного вялой на физическом оборудовании (с драйверами с открытым исходным кодом) и мучительно медленной в виртуальной машине.

Обещанные снимки ZFS действительно делались (иногда), хотя и менее последовательно, по сравнению с openSUSE и снимками Btrfs, и я не смог найти способ загрузки существующих снимков. Документация кажется недостаточной.

Возможно, самое странное решение, которое Canonical приняла с этим выпуском, заставить центр программного обеспечения работать только с пакетами Snap. Пакеты Snap имеют большой размер, имеют проблемы с интеграцией с остальной частью рабочего окружения, и их гораздо меньше, чем традиционных пакетов Deb. Это делает Snap плохой альтернативой традиционным пакетам в большинстве случаев, однако Ubuntu рассматривает их как основные и, похоже, требует командной строки для доступа к традиционным пакетам.

Эти проблемы, наряду с большим временем загрузки и нестабильным доступом к беспроводной сети, создали у меня очень плохое впечатление об Ubuntu 20.04. Это было особенно разочаровывающим, поскольку всего шесть месяцев назад у меня был положительный опыт работы с Xubuntu 19.10, который также работал на ZFS. Это, по моему субъективному мнению, плохой результат и удивительно неполный, учитывая планы Canonical поддерживать этот релиз в течение следующих пяти лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий