рекомендации

вторник, 13 октября 2020 г.

Обзор дистрибутива Linux Lite 5.0


Linux Lite - это дистрибутив на основе Ubuntu с рабочим столом Xfce. Проект включает в себя несколько инструментов под торговой маркой "Lite", облегчающих обслуживание системы. Проект также предоставляет большое количество документации, которая описывает, как выполнять общие задачи и настройки.

Последний выпуск дистрибутива, Linux Lite 5.0, основан на Ubuntu 20.04, который является выпуском с долгосрочной поддержкой. В проекте предусмотрена одна 64-битная (x86_64) редакция. Новая версия включает поддержку UEFI и Secure Boot, а также автоматическую проверку целостности живого носителя:
  • UEFI теперь поддерживается "из коробки". Рекомендуется отключить Secure Boot, даже если она будет работать. См. новое встроенное справочное руководство, чтобы узнать, как это сделать, на странице Start.
  • Нет скрытой телеметрии: проверка целостности во время загрузки в реальном времени (реализация Ubuntu), Ctrl + C отменяет проверку.
В этом выпуске есть еще несколько изменений, включая замену межсетевого экрана GUFW на FireWallD, который, как сообщается, по умолчанию отключен. Нам также предлагается новая система уведомлений об обновлениях программного обеспечения, которую можно настроить для проверки наличия новых пакетов через заданные интервалы времени, и она сообщит нам, когда станут доступны новые исправления программ.
  • GUFW был заменен настраиваемым FireWallD (по умолчанию отключен).
  • Новое средство уведомления Updater: включено по умолчанию, чтобы проверять наличие обновлений дважды в день и уведомлять только о наличии обновлений.
Live-среда

При загрузке с носителя проекта объемом 1,3 ГБ появляется меню, которое позволяет нам запустить среду рабочего стола или сразу запустить установщик системы. При выборе опции живого рабочего стола автоматически запускается проверка целостности носителя, которую мы можем пропустить. Затем дистрибутив загружается и запускает рабочий стол Xfce. На рабочем столе появляется приветственное окно с кнопками, которые мы можем нажимать, чтобы открыть часто используемые инструменты настройки. Большинство из них следует использовать только после того, как дистрибутив установлен, поэтому я расскажу о них позже. Окно приветствия также включает ссылки на онлайн-форум дистрибутива, руководство и информацию о работе с UEFI и Secure Boot.

В окне приветствия не было кнопки для запуска установщика системы, но на рабочем столе есть значок установщика, а также панель настроек, документация и файловый менеджер. Панель Xfce расположена в нижней части экрана, меню приложений - слева, а панель задач - справа.



Установка

Linux Lite использует установщик системы Ubiquity, графическую программу, унаследованную от Ubuntu. Программа установки начинает с того, что просит нас выбрать предпочитаемый язык из списка и предлагает показать нам примечания к релизу. Ссылка для открытия примечаний к релизу не работает и не отображает никакой информации. На следующих экранах предлагается загрузить обновления программного обеспечения и сторонние кодеки и драйверы. Затем нас спрашивают, хотим ли мы вручную разбить диск на разделы или попросить установщик сделать это автоматически. Двумя автоматическими вариантами являются использование тома LVM или тома ZFS, который займет весь диск. Поскольку несколько месяцев назад я пробовал опцию ZFS при изучении Ubuntu, я решил сделать то же самое еще раз, чтобы лучше сравнить два дистрибутива. Опция ручного разбиения, если мы захотим ее использовать, приятно дружелюбна, но при этом обеспечивает большую гибкость при работе с разделами и типами файловых систем. Затем нас просят выбрать наш часовой пояс на карте мира и составить для себя комбинацию имени пользователя и пароля.

После завершения установки программа предлагает перезагрузить компьютер. Когда я вместо этого решил вернуться к живому рабочему столу, появилось всплывающее окно, указывающее, что доступны обновления программного обеспечения для установки. Это установило бы их в живую среду, что было бесполезно для меня, поэтому я проигнорировал предложение и продолжил изучение живого десктопа.

Первые впечатления

Моя свежая копия Linux Lite загрузила графический экран входа в систему, где я мог войти в рабочий стол Xfce 4.14. Как только я авторизовался, вернулось окно приветствия. Ранее я упоминал, что в приветствии перечислены некоторые задачи, которые мы, возможно, захотим выполнить вскоре после установки дистрибутива. Кнопки в окне приветствия приглашают нас установить обновления, проверить наличие новых драйверов оборудования, создать точку восстановления, добавить языковую поддержку и переключить темы рабочего стола.


Кнопка обновления открывает утилиту, которая позволяет нам узнать, какие пакеты программного обеспечения можно обновить. Этот инструмент имел очень мало функций и работал хорошо. Нажатие кнопки для драйверов открывает инструмент «Software Sources» на вкладке «Additional Drivers» и предлагает установить сторонние драйверы, если они доступны для нашего оборудования. В моем случае альтернативных драйверов не было, и я двинулся дальше.

Кнопка создания точек восстановления открывает приложение Timeshift, которое может планировать резервное копирование операционной системы. Timeshift может делать копии файлов с помощью инструмента rsync или снимков состояния Btrfs, если у нас установлена расширенная файловая система Btr. Я решил использовать ZFS (вместо Btrfs), и, хотя ZFS также поддерживает моментальные снимки на уровне файловой системы, Timeshift в настоящее время не может работать с ZFS. В качестве альтернативы мы можем вручную управлять снимками ZFS из командной строки.

Кнопка языковой поддержки в окне приветствия открывает инструмент, в котором перечислены языки, установленные в моей системе. Сразу же появилось предупреждение, что языковая поддержка для английского не установлена должным образом, и мне предложили исправить это. Затем в мою систему были загружены языковые пакеты.

Кнопка темы в окне приветствия просто позволяет нам переключаться между темной и светлой темами Lite. Я не заметил большой разницы между этими двумя вариантами, за исключением того, что фон некоторых окон переключался между угольным и белым.

Некоторые другие особенности, которые я заметил, копаясь на рабочем столе, заключались в том, что Xfce по умолчанию настроен на использование двух виртуальных рабочих пространств. Это может быть полезно для людей, которым нравится держать открытыми много окон одновременно, но я склонен думать, что несколько рабочих пространств сбивают с толку новых пользователей.


Кроме того, я заметил в последнее время, и это не относится к Linux Lite, что в Xfce переполненное меню выхода из системы. Оно дает нам семь вариантов: выход, перезапуск, выключение, приостановка, переключение пользователя, спящий режим и гибридный спящий режим. Хотя в этих параметрах нет ничего плохого, я показал этот экран некоторым менее опытным пользователям, и они обычно сообщают о распознавании четырех или пяти параметров, но не знакомы с различиями между режимом ожидания, гибернации и гибридного сна. Все это заставляет меня задаться вопросом, могут ли дистрибутивы лучше служить своим пользователям, немного урезав это меню.

Предустановленные программы

Просматривая меню приложений, я обнаружил, что большинство приложений перечислены с их значками и кратким описанием программного обеспечения. Например, Firefox указан как веб-браузер, Thunderbird как почтовый клиент и GIMP как редактор изображений. Однако не все программы перечислены таким образом, и некоторые из них показывают свое официальное название вместо описания.

Покопавшись в меню, я нашел LibreOffice, утилиту резервного копирования Deja Dup, файловый менеджер Thunar и инструмент моментальных снимков Timeshift. Медиаплеер VLC был включен вместе с кодеками для воспроизведения популярных аудио и видео форматов. Я также заметил менеджер архивов, текстовый редактор и инструменты администрирования, такие как менеджер брандмауэра, менеджер пакетов и панель настроек.

На заднем плане мы можем найти Java, коллекцию компиляторов GNU и инструменты командной строки GNU. У нас установлено программное обеспечение для инициализации системы systemd. Все это крутится на версии ядра Linux 5.4.

При работе из командной строки я обнаружил, что если я наберу имя программы, которая еще не была установлена, в терминале появится сообщение, предлагающее мне команду APT, которую я мог бы использовать для установки недостающего программного обеспечения. Это происходило довольно быстро и не приводило к большой задержке при выполнении команд.

Ранее я упоминал, что служба брандмауэра по умолчанию отключена. Это означает, с точки зрения пользователя, что при попытке открыть инструмент настройки брандмауэра появляется сообщение об ошибке, в котором говорится, что он не может подключиться к службе FireWallD. Нет возможности включить брандмауэр из графического интерфейса, и, насколько я могу судить, нет диспетчера служб в панели настроек или в меню приложений. Это означает, что для включения брандмауэра нам необходимо перейти в командную строку, чтобы включить и запустить службу брандмауэра с помощью утилиты systemctl. После этого можно запустить графический инструмент межсетевого экрана, и мы сможем использовать его для настройки.


Лично я не фанат утилиты firewall. Она сложная и, кажется, предназначена для использования в нескольких средах (называемых зонами). Пользователю предлагается настроить брандмауэр для разных зон, используя комбинацию интерфейсов, портов, имен служб и других правил. Это, вероятно, полезно для некоторых администраторов. Однако для домашних пользователей или людей в простой офисной среде она кажется намного более сложной и не намного более полезной, чем предыдущая утилита GUFW Lite, которая использовалась в прошлом. Лично я считаю, что GUFW намного проще, без ущерба для полезной функциональности.

Поддержка железа

Я начал с экспериментов с Lite в среде VirtualBox. десктоп работал довольно плавно, и я не столкнулся с какими-либо серьезными проблемами. Моя единственная проблема заключалась в том, что разрешение рабочего стола по умолчанию было ограничено 800x600 пикселей и не могло динамически изменять размер с окном VirtualBox. Я обнаружил, что разрешение Xfce можно отрегулировать через панель настроек.


Когда я переключился на использование Lite на ноутбуке, я обнаружил, что производительность была хорошей, рабочий стол работал плавно и использовал полное разрешение экрана. Сеть и звук на ноутбуке работали отлично, система была стабильной. Я смог подтвердить, что дистрибутив загружается в режиме UEFI, как было заявлено.

Я обнаружил, что после установки Lite иногда загружается медленно. Похоже, это сработало, когда произошла задержка с включением сетевых интерфейсов. Хотя я не нашел лекарства от этой проблемы, это была незначительная деталь, которая только замедляла время загрузки примерно на десять секунд или около того.

При новой установке Linux Lite использовалось около 3,5 ГБ дискового пространства. При установке на ZFS система использовала около 980 МБ памяти после входа в рабочий стол Xfce. Когда я работал на ext4 вместо ZFS, дистрибутив занимал всего 460 МБ памяти. Окно приветствия, которое запускалось автоматически при первом входе в систему, как правило, использовало дополнительные 60 МБ памяти, что немного увеличивало общее потребление ОЗУ.

Управление пакетами

Люди, использующие Linux Lite, имеют несколько вариантов управления пакетами программного обеспечения. Включен Synaptic, классический низкоуровневый менеджер пакетов. Он позволяет ставить в очередь несколько пакетов для установки, удаления или обновления. Synaptic также может управлять репозиториями. Интерфейс Synaptic ориентирован на работу более низкого уровня, а не на удобный и современный установщик приложений.

Для людей, которые хотят более удобной работы, есть Lite Software. Эта программа начинает работу с вопроса, хотим ли мы установить или удалить программное обеспечение. При выборе варианта установки отображается список из примерно 30 десктопных приложений, которые мы можем установить. В основном это популярные программы, такие как Redshift, Steam и Skype. К каждому элементу прилагается краткое описание. Мы можем щелкнуть один или несколько из этих элементов, чтобы выделить их, а затем нажать кнопку, чтобы установить выбранные элементы. Я обнаружил, что Lite Software, хотя у него очень небольшая коллекция пакетов, работал без каких-либо проблем.

Если мы выберем вариант удаления при запуске Lite Software, программа отобразит список приложений, про которые она знает, как удалить. Кажется, что менеджер программного обеспечения может удалять только те приложения, которые он умеет устанавливать. Это означает, например, что я мог бы использовать Lite Software для удаления пакета Steam, но не LibreOffice.

На панели задач есть значок, который при нажатии дает нам возможность установить доступные обновления программного обеспечения или изменить частоту, с которой мы проверяем наличие новых обновлений. Мне нравится, что Lite гибко настраивает частоту выполнения этих автоматических проверок. Диспетчер обновлений я использовал нечасто, но каждый раз он работал без ошибок.

Заключение

Одной из причин, по которой я хотел протестировать Linux Lite 5.0, было желание посмотреть на него в сравнении с Ubuntu 20.04. В частности, мне было любопытно узнать, будут ли оба дистрибутива, установленные со всеми настройками по умолчанию (и на ZFS), сталкиваться с аналогичными проблемами или нет. Как оказалось, Lite работал без сбоев и редко вызывал у меня какие-либо проблемы, независимо от используемой тестовой среды или файловой системы.

Ранее я обнаружил, что Linux Lite является надежным дистрибутивом для настольных ПК, и я рекомендую попробовать его новичкам Linux, особенно если они работают на старом оборудовании, которое может плохо работать с рабочими столами Cinnamon или GNOME. Команда проекта хорошо умеет общаться, и это, как правило, проявляется в документации. В объявлениях о релизах и документации проекта часто есть наглядные примеры или скриншоты. В окне приветствия представлены распространенные задачи, которые мы, возможно, захотим выполнить, и я считаю, что дистрибутив отлично справляется с задачей баланса между оптимизацией взаимодействия с пользователем и предоставлением достаточных возможностей для более продвинутых пользователей.

Мне нравится поддержка железа дистрибутивом, его документация, скорость отклика и специальные утилиты "Lite". Во время теста мне было не на что жаловаться, так как в целом я мог погрузиться в работу и выполнять ее с минимальными усилиями. Я мог бы предпочесть удобный менеджер программного обеспечения с более широким набором приложений или меню выхода из системы с меньшим количеством опций, но это крошечные придирки.

Некоторые из моих немногих жалоб или предложений касались функций, которые в целом были хорошими, но их можно было немного улучшить, чтобы сделать работу более гладкой. Например, по умолчанию служба межсетевого экрана отключена. Это определенно допустимая конфигурация по умолчанию для многих домашних пользователей. Однако, когда пользователь пытается запустить инструмент брандмауэра, он вылетает с ошибкой, говоря, что не может подключиться к службе. Кажется, это прекрасная возможность дать пользователю выбор - закрыть инструмент межсетевого экрана или запустить службу межсетевого экрана. Это избавит пользователя от необходимости использовать командную строку для включения и запуска брандмауэра, что может быть некомфортным для менее опытных пользователей.

Точно так же инструмент Timeshift может быть очень полезным, но он работает только с rsync и Btrfs. Было бы здорово иметь этот инструмент или аналогичный, который бы обрабатывал моментальные снимки ZFS, поскольку ZFS - это новая функция в системе.

Я хотел бы отметить, что я не обязательно предлагаю небольшой команде Linux Lite устранить эти недостающие функции, вероятно, это работа, которую необходимо выполнить в перспективе, поскольку ресурсы разработчиков дистрибутива ограничены. В этом случае Lite - это просто средство, которое отображает эти мощные инструменты и некоторые области, в которых их можно улучшить. Тем не менее, я надеюсь, что эти изменения появятся в будущей версии, поскольку небольшие функции, подобные этим, могут обеспечить разницу между хорошим пользовательским интерфейсом и отличным.

Оригинал: Linux Lite.

Комментариев нет:

Отправить комментарий