рекомендации

четверг, 1 октября 2020 г.

Обзор дистрибутива openSUSE 15.2 Leap


openSUSE - это операционная система общего назначения на основе Linux, код которой совпадает с кодом SUSE Linux Enterprise. В проекте есть две основные ветки: Leap, которая представляет собой фиксированный выпуск, и ветвь со скользящими релизами под названием Tumbleweed. Недавно в рамках проекта была опубликована версия 15.2 ветви Leap, в которой представлен ряд новых функций и обновлений пакетов. Обнаружение разделов Windows во время начальной настройки теперь работает лучше. Проект также представил ряд новых инструментов для управления контейнерами и анализа данных. В настоящее время дистрибутив обеспечивает 18 месяцев поддержки для каждой версии, при этом новые релизы выпускаются обычно примерно раз в год. Популярные среды рабочего стола были обновлены до версий KDE Plasma 5.18, GNOME 3.34 и Xfce 4.14.

Есть несколько способов загрузить openSUSE 15.2. Дистрибутив доступен в виде установочного диска размером 4 ГБ для 64-битных (x86_64) компьютеров или в виде установочного диска net-install на 138 МБ. Существуют также десктопные выпуски для GNOME, KDE Plasma и минимальный вариант для восстановления системы. Эти Live-диски можно загрузить для компьютеров x86_64 и aarch64. Также есть несколько дополнительных портов для других архитектур, доступных в виде дисков для полной установки и сетевой установки. Я решил скачать live-версию Plasma, чтобы упростить тестирование, и обнаружил, что ее размер составляет 910 МБ.

На веб-сайте openSUSE перечислены требования к оборудованию для дистрибутива, которые, как я подозреваю, на самом деле выше, чем необходимо. Пользователям говорят, что им нужен двухъядерный процессор 2 ГГц, 2 ГБ оперативной памяти и 40 ГБ дискового пространства. Однако мое тестирование показало, что при необходимости этот дистрибутив может обойтись меньшими ресурсами.

Live-сеанс

При загрузке с live-носителя появляется меню с вопросом, хотим ли мы запустить среду рабочего стола, выполнить проверку носителя или попытаться загрузить существующую операционную систему с жесткого диска. При выборе опции рабочего стола загружается KDE Plasma. Значки на рабочем столе могут запускать установщик системы, запускать процесс обновления с предыдущей версии openSUSE и открывать файловый менеджер. Панель, расположенная в нижней части экрана, содержит меню приложений слева и панель задач справа.

На рабочем столе не было приветственного окна, документации или других вводных элементов. Казалось, все идет гладко, и вскоре я запустил установщик openSUSE.

Установка

openSUSE использует графический установщик. Программа установки начала с загрузки информации с некоторых серверов, и, хотя это не было явно указано, похоже, что эта информация, скорее всего, является данными репозитория пакетов. Затем нам показывают лицензию на проект и дают возможность изменить язык по умолчанию и раскладку клавиатуры с помощью раскрывающихся списков.

На следующем экране спрашивается, хотим ли мы активировать онлайн-репозитории, предположительно для проверки наличия последних версий пакетов и дополнительных надстроек. Затем мы можем выбрать, какие репозитории мы хотим использовать. Большинство из них являются основными репозиториями и обновлениями проекта, но есть также некоторые дополнительные репозитории, содержащие исходный код и отладочную информацию. Наш следующий шаг - выбрать роль для нашей операционной системы с такими опциями, как Desktop (с KDE Plasma), Desktop (GNOME), минимальный рабочий стол, Server и Transactional Server. Последний вариант по существу совпадает с ролью сервера, но с корневой файловой системой, настроенной только для чтения с атомарными обновлениями пакетов.

Когда дело доходит до разбиения диска на разделы, мы можем выбрать управляемый вариант, который предлагает использовать Btrfs и раздел подкачки. Возможность ручного разбиения на разделы очень гибкая, но при этом необычно сложная по стандартам Linux. Существуют всевозможные варианты сетевых (NFS) и Btrfs-томов, большинство из которых нам, вероятно, не понадобится.

Затем установщик просит нас выбрать наш часовой пояс на карте мира и создать себе имя пользователя и пароль. Затем нам показывают список настроек и изменений, которые внесет установщик, и мы можем щелкнуть ссылки рядом с каждым параметром конфигурации, чтобы настроить его. Например, мы можем изменить место установки загрузчика, настроить параметры безопасности и включить/отключить CPU attack migrations. Как только мы убедимся, что все настройки выглядят правильно, установщик копирует свои файлы на жесткий диск, а затем завершает работу, возвращая нас на рабочий стол.

Первые впечатления

Когда я перезагрузился после завершения установки, я не увидел запроса на удаление носителя, и поэтому я закончил загрузку с ним. Сначала это не показалось мне проблемой, так как меню загрузки носителя предлагает запустить рабочую систему с локального жесткого диска. К сожалению, этот вариант у меня не сработал, и при его попытке система просто зависла. Мне пришлось удалить носитель и загрузиться прямо с жесткого диска, чтобы запустить новую копию openSUSE.

openSUSE загружается на графический экран входа в систему, где мы можем войти в один из нескольких вариантов сеанса. Доступные сеансы: TWM, IceWM, Plasma, Plasma (Wayland) и Plasma (Full Wayland). TWM и IceWM - очень минималистичные оконные менеджеры, но они работают. В частности, IceWM обеспечивает хороший баланс между минимализмом и функциональностью и может быть полезен, если Plasma перестает работать. Обычный сеанс Plasma (Plasma на X.Org) работал, как ожидалось, и у меня не возникло никаких проблем с ним. Оба сеанса Plasma on Wayland работали, и я не заметил никаких различий между вариантами Wayland и Full Wayland. Однако было две проблемы с сессиями Wayland, которые мешали мне использовать их регулярно. Во-первых, указатель мыши в Wayland не всегда появлялся там, где он выполнял действия. Другими словами, иногда казалось, что щелчок в одной области экрана запускал событие в другом месте. Другая моя проблема заключалась в том, что в VirtualBox невозможно было изменить размер сеанса рабочего стола Wayland, а разрешение было ограничено до 800x600 пикселей. Это не было проблемой при работе на физическом оборудовании, где Wayland использовал полное разрешение моего дисплея.


Рабочий стол Plasma, в какой бы форме я его ни использовал, обычно был тихим. На рабочем столе мало значков, мало уведомлений и нет окна приветствия. Единственным исключением из этого правила было предупреждающее уведомление, которое появлялось при первом входе в систему и указывало на то, что корневая файловая система «не отвечает». Несмотря на это зловещее предупреждение, я не столкнулся с какими-либо проблемами при доступе к файловой системе.

Поддержка железа

Когда я начал играть с openSUSE, это было в среде VirtualBox. И производительность рабочего стола, и время загрузки в виртуальной среде были средними. Сначала у меня возникли проблемы с изменением размера рабочего стола Plasma, даже из панели настроек, но как только я изменил драйвер дисплея VirtualBox по умолчанию, я смог изменить размер рабочего стола из панели системных настроек. В остальном опыт с VirtualBox был хорош.

Когда я перешел к использованию openSUSE на своем ноутбуке, операционная система правильно обнаружила все мое оборудование. Производительность была неплохой.

openSUSE при запуске KDE Plasma не требует много ресурсов. При входе на рабочий стол система потребляла всего 400 МБ ОЗУ. Для новой установки система использовала около 6,2 ГБ дискового пространства.

Приложения

Меню приложений по умолчанию содержит одну панель с рядом вкладок внизу. Вкладки переключают наше представление между избранными приложениями, всеми категориями приложений, «Компьютером» (в основном это расположение папок, история папок, которые мы открыли, и параметры выхода из системы). Лично мне этот макет меню кажется громоздким, поскольку требует больше движений и щелчков мыши, чтобы найти то, что мне нужно. К счастью, мы можем быстро переключиться на альтернативные стили меню, щелкнув правой кнопкой мыши кнопку меню приложений. Два других стиля меню включают классическое древовидное меню и полноэкранное меню с тремя панелями.

Каким бы ни было его расположение, меню приложений содержит много полезного программного обеспечения с открытым исходным кодом. Я обнаружил, что доступны браузер Firefox, LibreOffice, медиаплеер VLC и KDE Connect. Мне также пришлось попробовать KMail, IRC-клиент Konversation, TigerVNC Viewer, программу просмотра документов Okular и файловый менеджер Dolphin.


Для настройки внешнего вида и поведения рабочего стола у нас есть доступ к панели системных настроек KDE. Когда мы заблудимся, нам поможет Справочный центр KDE. Также есть несколько небольших игр и программа ключей безопасности Kleopatra.

За кулисами openSUSE поставляется с утилитами командной строки GNU, Java, функции инициализации предоставляет systemd. Версия ядра Linux 5.3.10 обеспечивает работу в фоновом режиме.

openSUSE поставляется с некоторыми медиакодеками, например, он без проблем воспроизводил мои аудиофайлы (включая MP3). Однако мне не удалось воспроизвести видеофайлы из-за отсутствия кодеков. Сначала я попытался исправить это, зайдя в диспетчер пакетов YaST и выбрав вариант добавления репозитория сообщества. К сожалению, был найден только один репозиторий сообщества для обновлений. Популярного репозитория Packman с кодеками в списке не было. Следующим моим шагом было попробовать установить известный кодек openSUSE «в один щелчок». В вики сообщества openSUSE есть страница, на которой есть кнопка, которую мы можем щелкнуть, чтобы настроить соответствующие репозитории и установить кодеки в версии 15.2. Это дало смешанные результаты.


Несмотря на то, что метод установки называется «одним щелчком мыши», процесс фактически включает в себя нажатие кнопки загрузки, выбор открытия пакета, подтверждение изменений, которые пакет внесет в систему, подтверждение того, что мы хотим продолжить, ввод пароля root, подтверждение доверия сертификатам репозитория (дважды). Оказывается, это процесс в семь кликов. Затем установка натолкнулась на бесконечный цикл конфликтов пакетов, потому что у меня также были похожие пакеты с отсутствующими кодеками в моей системе. Попробовав различные решения с помощью автоматического установщика, я наконец сдался. Затем я вручную удалил свои старые копии медиаплееров, включая VLC, и установил свежие копии из дополнительных репозиториев. Хотя эти новые версии включали необходимые кодеки, попытка воспроизведения видеофайлов в VLC вызвала немедленный сбой проигрывателя. В конце концов, хотя проигрывание аудиофайлов работало, у меня не получилось воспроизведение видео.

YaST

Одна из ключевых функций, которая отличает openSUSE от других дистрибутивов, - это центр администрирования YaST. YaST предоставляет панель настроек, которая дает нам легкий доступ к модулям конфигурации, которые можно использовать для настройки почти всех аспектов операционной системы. Многочисленные инструменты YaST обрабатывают все: от управления брандмауэром до обновлений программного обеспечения, до настройки принтеров, сетевых общих файловых ресурсов и доступа к sudo. Эти инструменты, как правило, довольно удобны и хорошо работают.

Я сделал несколько наблюдений, изучая YaST. Например, инструмент межсетевого экрана, который, похоже, является интерфейсом для FirewallD, работает довольно хорошо. Он более оптимизирован, чем некоторые другие инструменты межсетевого экрана, которые я использовал в последнее время с FirewallD, но менее оптимизирован, чем Gufw.


Диспетчер служб сначала немного смутил меня, потому что нажатие кнопки «Start» для запуска фоновых служб привело бы к обновлению дисплея с сообщением о том, что служба запущена. Однако на самом деле служба не запускалась, пока я не нажал кнопку «Apply» в диспетчере служб. Это создает впечатление, что сетевые службы работают еще до того, как они станут доступными.

Возможно, мой любимый инструмент в openSUSE - это менеджер моментальных снимков файловой системы. Когда мы вносим изменения в openSUSE через YaST, система делает снимок Btrfs (при условии, что мы использовали Btrfs в качестве корневой файловой системы). Затем мы можем просматривать существующие снимки, видеть различия между снимками и восстанавливать один или несколько файлов из прошлых снимков. Это позволяет легко отменить изменения или исправить неработающие обновления пакетов.



Управление пакетами

В openSUSE есть значок обновления, который находится на панели задач, и мы можем щелкнуть этот значок, чтобы открыть апплет, который сообщит нам о доступных обновлениях безопасности. Единственная проблема с этим подходом заключается в том, что значок скрыт внутри меню с другими значками уведомлений, и, даже зная, где его искать, я обнаружил, что он теряется среди других значков служб. Это означает, что новые исправления программного обеспечения легко можно не заметить. Апплет обновления работает хорошо, сообщая нам, сколько новых пакетов доступно для загрузки, и аккуратно применяя обновления.

Менеджером программного обеспечения по умолчанию, по крайней мере, в редакции openSUSE для KDE, является Discover. Это приложение начинается со списка рекомендуемых или популярных программ. Затем мы можем просматривать приложения и надстройки в зависимости от их категории. Мне нравится, что категории в Discover примерно совпадают с категориями программного обеспечения в меню приложений. Элементы в Discover перечислены с именем, кратким описанием и значком. Мы можем нажать кнопку рядом с записью элемента, чтобы установить или удалить его.


Discover сортирует программное обеспечение на основе пользовательского рейтинга, который может показаться случайным. Я рад сообщить, что мы можем легко изменить порядок сортировки, чтобы отсортировать программное обеспечение по его названию, размеру или дате выпуска. Лично я обнаружил, что поиск предметов по их имени - самый простой подход.

Discover работал довольно быстро, и у меня не возникло никаких проблем при его использовании. Моя единственная жалоба на Discover заключалась в том, что мне приходилось вводить пароль каждый раз, когда я хотел установить или удалить программу. Это может стать утомительным после девятой или десятой установки.

У YaST есть собственный менеджер пакетов, использующий более низкоуровневый подход. Менеджер пакетов YaST предлагает множество опций, поисков и фильтров. Это, вероятно, излишне для большинства пользователей, но для людей, которым необходимо выполнять поиск по низкоуровневым пакетам, он предлагает большую гибкость.

Наконец, пользователи, которые предпочитают работать из командной строки, могут использовать Zypper для управления пакетами RPM и Flatpak для работы с переносимыми пакетами из репозиториев, таких как Flathub. На мой взгляд, Zypper - это один из более чистых и быстрых интерфейсов RPM, и хотя я не часто его использовал, несколько раз, когда я его пробовал, Zypper работал хорошо.

Заключение

На мой взгляд, openSUSE - это дистрибутив, который многое делает правильно. Проект предлагает множество вариантов загрузки, охватывающих ряд архитектур CPU и сред рабочего стола, при этом количество вариантов загрузки не становится избыточным. Документацию по проекту обычно легко найти.

У проекта необычный стиль, а его установщик, макеты меню и панель администрирования YaST немного чужды другим дистрибутивам Linux. Это не означает, что openSUSE работает лучше или хуже, но у него есть особый стиль, который можно немного изменить.

Я думаю, что у проекта есть отличный набор модулей конфигурации, а YaST - это его жемчужина. Мне особенно нравится, что он интегрируется с Btrfs для автоматического создания снимков всякий раз, когда мы вносим изменения в конфигурацию, если нам нужно отменить действие. Это делает openSUSE практически пуленепробиваемым. Фактически, openSUSE является одним из немногих дистрибутивов Linux, использующих Btrfs и его мощные функции, такие как моментальные снимки и многодисковые тома.

Насколько я понимаю, у дистрибутива всего два недостатка. Отсутствует поддержка мультимедиа, и документированные способы исправить это с помощью одного щелчка мыши или сторонних репозиториев не работают. Возможно, это будет решено позже, после того, как пройдет некоторое время, но сразу после релиза проблемы с мультимедиа остались нерешенными и вызвали всевозможные конфликты пакетов. Другая моя проблема была с иногда ограниченными или устаревшими пакетами в репозиториях. В openSUSE отсутствует ряд инструментов, или в наличии устаревшие версии некоторых программ, которые я использую. Возможно, это проблема отсутствует в openSUSE Tumbleweed, но в ветвь openSUSE Leap кажется, немного отстает в доступном программном обеспечении и/или версиях некоторых утилит.

В общем, openSUSE мне нравится. Я думаю, что в некоторых отношениях дистрибутив очаровательно неповторим. Он предлагает множество мощных инструментов. Я бы не рекомендовал openSUSE новичкам, но пользователи Linux, которым нужна большая мощность и инструменты «укажи и щелкни», чтобы упростить системное администрирование, найдут в openSUSE много хороших функций. Мне особенно нравится, что снимки Btrfs позволяют мне экспериментировать, не беспокоясь о том, что я могу сломать систему.

Оригинал: openSUSE 15.2 Leap

Комментариев нет:

Отправить комментарий