рекомендации

вторник, 17 ноября 2020 г.

Обзор операционной системы GhostBSD 20.08.04


Около месяца назад команда GhostBSD опубликовала новый релиз. Операционная система GhostBSD основана на FreeBSD и ориентирована на использование на настольных компьютерах. Она имеет графический установщик, несколько удобных утилит для выполнения таких задач, как установка обновлений, и поставляется с рабочим столом MATE. Существует также версия GhostBSD от сообщества, которая использует рабочий стол Xfce вместо MATE. Обе версии работают исключительно на 64-битных машинах.

Помимо обновления MATE до версии 1.24.0, новый выпуск GhostBSD содержит одно большое изменение: автоматические снимки загрузочной среды во время обновления пакетов. Это позволяет администратору делать снимки файловой системы операционной системы перед каждым обновлением пакета, гарантируя, что если что-то сломается, мы сможем перезагрузиться и откатить систему до ее предыдущего состояния. Это должно сделать GhostBSD защищенной от сбойных обновлений аналогично openSUSE, когда последний установлен на Btrfs.

Live-сеанс

Я загрузил версию MATE размером 2,6 ГБ. При загрузке с живого носителя открывается рабочий стол MATE. Вверху экрана находится панель, содержащая меню «Applications», «Places» и «System». На правой стороне панели находится системный трей. Внизу экрана есть вторая панель с переключателем задач. На рабочем столе мы находим значки файлового менеджера и установщика системы.

Поддержка железа

Я пробовал запустить GhostBSD в VirtualBox и на своем ноутбуке. Система в VirtualBox работала достаточно хорошо, быстро реагировала и работала довольно плавно. На рабочем столе по умолчанию установлено низкое разрешение, 800x600 пикселей, но его можно увеличить в модуле «Display» в меню «System».

Когда я переключился на свой ноутбук, я обнаружил, что GhostBSD хорошо работает с оборудованием. У меня автоматически определялось разрешение экрана, звук работал без проблем, а беспроводная сеть работала без сбоев. При входе в сеанс система использовала около 720 МБ активной памяти и 190 МБ связанной памяти.



Установка

GhostBSD использует специальный графический установщик системы. Программа установки начинает с того, что просит нас выбрать предпочитаемый язык из списка. Затем нас просят выбрать раскладку клавиатуры и часовой пояс из дополнительных списков. Когда дело доходит до разбиения диска на разделы, у нас есть три основных варианта: разбиение диска с помощью ZFS, управляемое разбиение с помощью UFS или ручное разбиение.

В итоге я прошел через программу установки четыре раза и попробовал каждый из вариантов разбиения на разделы. При использовании ручного подхода программа установки показала мне структуру моего диска и диспетчер разделов, аналогичный тому, который используется в установщиках Ubiquity и Calamares. Затем установщик заблокировался. Когда я попробовал оцию управляемого разбиения UFS, установщик заблокировался и прервал работу. Я дважды прошел через управляемое разбиение ZFS. Этот подход охватывает один весь диск и дает нам возможность выбрать макеты дисков GPT или MBR, размер пространства подкачки и имя пула ZFS.

При выборе опции ZFS установщик продолжил работу, давая мне возможность выбрать настройки загрузчика и создать административный пароль. Последний шаг - создать имя пользователя и пароль для учетной записи обычного пользователя. Этот экран дает нам возможность выбрать оболочку командной строки по умолчанию. Мы можем изменить ее на другую оболочку, такую как bash, tcsh, ksh или zsh. Затем установщик копирует свои файлы на жесткий диск и закрывается, возвращая нас на рабочий стол.

Как я упоминал ранее, я запускал программу установки четыре раза. Не удалось завершить работу при использовании управляемого разбиения UFS или ручного разбиения. Я сделал две попытки использовать ZFS, одну с разметкой диска GPT и одну с MBR. В обоих случаях, независимо от того, работал ли я на моем компьютере в режиме UEFI или Legacy BIOS, система не запускалась после того, как установщик завершал свою работу. Начинался процесс загрузки, а затем быстро сообщалось, что не удалось найти загрузчик на моей свежей копии GhostBSD. Кажется, система пытается найти загрузчик в нескольких местах и каждый раз пропускает его. В установщике есть экран, который спрашивает о настройках загрузчика, и я убедился, что был выбран загрузчик FreeBSD, поэтому я озадачен, почему не удалось его найти.

На этот раз я был разочарован своим опытом работы с GhostBSD. Я пробую эту операционную систему примерно раз в год или два, и в прошлом у меня обычно был положительный опыт работы с ней. Проект быстро развивается и демонстрирует множество хороших аспектов базовой платформы FreeBSD. Я часто рекомендовал GhostBSD людям, которые хотят попробовать разновидность настольной BSD. Однако на этот раз мне не удалось запустить GhostBSD. На этой неделе я решил перейти к другому проекту.

2 комментария:

  1. MidnightBSD, NomadBSD, Frenzy пробуйте

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за обзор.Придется пока еще не трогать эту ось пока не исправят ошибки разработчики.А автору отдельное спасибо за подробное разъяснение ошибок и багов.Редко кто сейчас тестирует альтернативные оси.А ведь это интереснейший опыт

    ОтветитьУдалить