рекомендации

среда, 9 июня 2021 г.

Обзор дистрибутива Void 20210218


Void - это независимо разработанный дистрибутив со скользящими релизами. В проекте есть менеджер пакетов XBPS, который позволяет использовать гибридный подход к использованию как двоичных пакетов, так и исходных кодов. Void также включает в себя систему инициализации runit init, которая является минималистичной, легкой, и работает очень быстро. Дистрибутив предлагает несколько редакций, включая минимальную версию Base, и несколько десктопных редакций, которые поставляются с пользовательскими интерфейсами Cinnamon, Enlightenment, GNOME, LXDE, LXQt, Xfce и MATE. В дистрибутив также входят выпуски с двумя отдельными библиотеками C. Проект предлагает отдельные установочные носители для библиотек glibc и musl. Это, наряду с поддержкой нескольких аппаратных архитектур, включая x86_64, i686 и ARM, означает, что существует множество вариантов загрузки. Самая маленькая версия Void - это Base, размер которой составляет около 468 МБ, а самая большая (GNOME) - 1050 МБ. Поскольку в последний раз я пробовал использовать комбинацию Xfce on musl, я решил переключиться на glibc и изучить Xfce, работающий на базе glibc, размер образа составляет 788 МБ.

При загрузке с носителя Void появляется графический экран входа в систему. Мы можем войти в учетную запись обычного пользователя или в учетную запись root, используя пароль «voidlinux». Учетные данные для входа в live media публикуются на странице загрузки дистрибутива. При входе в учетную запись открывается рабочий стол Xfce. В верхней части экрана размещается тонкая панель. Меню приложений находится в верхнем левом углу, а панель задач - в верхнем правом углу. Середина панели выполняет функцию переключателя задач. Внизу экрана мы находим док с кнопками быстрого запуска. На рабочем столе находим значки для запуска файлового менеджера Thunar.

Установка

Просматривая меню приложений, я не нашел ни одного пункта для установщика системы Void. На веб-сайте проекта говорится, что для начала мы можем запустить программу командной строки void-installer от имени пользователя root (или через sudo). Веб-сайт Void также предупреждает нас не использовать онлайн-источники пакетов при настройке среды рабочего стола. Программа установки использует текстовые меню и напоминает системные установщики Slackware и FreeBSD. Установщик Void позволяет нам выполнять задачи настройки в выбранном нами порядке. При просмотре списка нас просят выбрать раскладку клавиатуры и включить сеть с возможностью использования DHCP. Нас спрашивают, хотим ли мы использовать локальные или онлайн-источники для пакетов программного обеспечения. Следуя совету проекта, я решил использовать локальные пакеты. Затем мы выбираем наш часовой пояс из списка и задаем пароль root. У нас также есть возможность создать учетную запись пользователя без полномочий root.

Установщик дает нам возможность настроить загрузчик GRUB и указать, на каком диске он должен находиться. Когда дело доходит до настройки дисковых разделов, установщик Void предлагает запустить консольные менеджеры разделов fdisk или cfdisk. Затем мы можем выбрать, какую файловую систему настроить на корневом разделе, включая Btrfs, ext2/3/4, F2FS и Xfce. Я решил запустить Void на Btrfs, и это сработало хорошо.

После завершения настройки установщик Void копирует свои пакеты на жесткий диск, показывая подробную информацию о ходе выполнения. Когда процесс завершен, он предлагает перезагрузить компьютер или просто выйти, чтобы мы могли продолжить использование живой среды.

Первые впечатления

Моя свежая копия Void загрузилась на графический экран входа в систему с мягким синим фоном. При входе на рабочий стол Xfce 4.16 был открыт тот же интерфейс, что и на живых медиа. На рабочем столе по умолчанию используется в основном яркая тема с толстыми заголовками окон. Внешний вид можно настроить с помощью модулей конфигурации Xfce.


Когда мы начинаем использовать Void, нет ни всплывающих окон, ни экранов приветствия, ни мастеров начальной настройки. Дистрибутив немедленно оставляет нам возможность использовать и настраивать систему так, как мы хотим.

Одна из первых вещей, которые я заметил в Void, это отсутствие звука в таких приложениях, как Firefox и Parole. Похоже, это идет рука об руку с тем, что Void не предоставляет управление звуком в системном трее, как это делают большинство дистрибутивов. Также не было очевидного звукового микшера командной строки, такого как alsamixer. Я обошел это ограничение, установив пакет pnmixer и настроив его на автоматический запуск при каждом входе в систему. Это дало мне регулятор громкости в системном трее, хотя он все еще не работал. Мне пришлось открыть конфигурацию микшера и указать полный путь к исполняемому файлу pamixer. Это позволило мне включить звуковую систему и воспроизвести звук через динамики.

Отключенный звук и отсутствие регулятора громкости в системном трее кажутся мне странным упущением. Звуковые системы PulseAudio и ALSAуже установлены, так что Void не экономит место на диске, не поддерживая воспроизведение звука из коробки. Заставить пользователя установить и настроить элементы управления интерфейсным микшером просто похоже на множество дополнительных шагов, которые нужно делать для того, что большинство дистрибутивов делают автоматически, и я не вижу преимуществ в том, чтобы не включать эту функцию в десктопную версию операционной системы.



Поддержка железа

Когда я начал использовать Void, это было в среде VirtualBox. Я обнаружил, что дистрибутив был быстрым и отзывчивым. Xfce в виртуальной машине работал быстро и хорошо. Рабочий стол не мог автоматически изменять размер в соответствии с окном VirtualBox, но я мог настроить разрешение Xfce с помощью его модуля конфигурации дисплея.

Когда я перешел к использованию Void на своей рабочей станции, у дистрибутива сначала возникли проблемы, так как он не мог загрузиться в режиме UEFI. Однако, когда я переключился на загрузку в режиме Legacy BIOS, все прошло гладко. Мое оборудование было обнаружено и распознано.

Void - относительно легкий дистрибутив. Операционная система потребляет 245 МБ при входе в рабочий стол Xfce, что ниже среднего по потреблению памяти. Для новой установки дистрибутива требуется всего 2 ГБ дискового пространства, что составляет около трети места, которое в наши дни потребляет большинство распространенных дистрибутивов Linux. Конечно, Void поставляется с немногими приложениями, поэтому к тому времени, когда я добавил все нужные программы, размер Void увеличился вдвое.



Приложения

Просматривая меню приложений, представленное в классическом древовидном стиле, мы находим веб-браузер Firefox и медиаплеер Parole. Система поставляется с медиакодеками, позволяющими воспроизводить аудио и видео файлы прямо из коробки. Файловый менеджер Thunar присутствует вместе со средством просмотра изображений Ristretto.

Рабочий стол Xfce 4.16 поставляется с несколькими модулями конфигурации и панелью настроек, которые помогают нам изменять и настраивать среду рабочего стола. Модули для работы с конфигурацией нижнего уровня операционной системы не включены.


Void поставляется со страницами руководства для установленного программного обеспечения и загружается с помощью системы инициализации runit init. Я считаю, что runit легкая и быстрая. Включение новых служб простое, и описано в документации по проекту. В фоновом режиме Void запускает ядро ​​Linux версии 5.10.17. Поскольку Void - это система со скользящими обновлениями, мы можем ожидать, что пакеты будут постепенно обновляться с течением времени.

Управление пакетами

Управление пакетами в Void осуществляется с помощью утилит командной строки XBPS. В отличие от некоторых дистрибутивов, где менеджер пакетов - это одна программа, которая обрабатывает ряд функций, XBPS разбит на отдельные инструменты. Это означает, что мы ищем программы, используя один инструмент (xbps-query), а выполняем установку и обновление, используя другой (xbps-install), вместо того, чтобы использовать один инструмент, такой как DNF или APT, для обработки всего.


XBPS использует необычный синтаксис. Вместо использования легко узнаваемых терминов, таких как «search», мы выполняем такие команды, как «xbps-query -Rs package name». Я считаю, что это может занять некоторое время, чтобы привыкнуть. Однако, несмотря на необычный синтаксис, XBPS работает быстро, и я не столкнулся с проблемами во время теста.

В первый день, когда я запустил Void, было доступно всего 19 обновлений общим размером 19 МБ. Все эти новые пакеты были загружены и применены к системе без каких-либо проблем. также я успешно установил программы, которые хотел использовать, такие как альтернативные медиаплееры, офисный пакет и клиент электронной почты Thunderbird. Фактически, несмотря на относительно небольшой размер, команда Void, похоже, смогла предоставить солидную коллекцию популярного программного обеспечения.

Фреймворк переносимых пакетов Flatpak, хотя и не установлен по умолчанию, доступен в репозиториях, обеспечивая доступ к дополнительным программам.

Одна любопытная деталь, с которой я столкнулся в Void, заключается в том, что XBPS не настроен для работы с какими-либо удаленными репозиториями пакетов при работе на живом носителе. Это эффективно отключает диспетчер пакетов, когда мы запускаем рабочий стол. После установки Void на жесткий диск XBPS автоматически настраивается с использованием официальных репозиториев.

Другие наблюдения

Ранее я упоминал об установке Void на том Btrfs. Это сработало довольно хорошо, и я надеялся, что дистрибутив может каким-то образом использовать расширенную файловую систему. Однако это было не так. Void, похоже, не поддерживает загрузочные среды. Btrfs был настроен с простым томом (и без подтомов) и, как ни странно, было включено время доступа к файлам, которые в дистрибутивах часто отключается для повышения производительности.

Я попытался установить пакет Timeshift от Void, и он потерпел неудачу из-за того, что Timeshift работает только со снимками Btrfs, когда файловая система настроена так же, как в Ubuntu. Однако можно вручную создавать снимки Btrfs с помощью инструментов командной строки файловой системы.

Что касается файловых систем, то Void - один из немногих дистрибутивов, которые я недавно использовал, блокирующий домашний каталог пользователя, предоставляя ему монопольный доступ (разрешения 700). Мне это нравится, поскольку я чувствую, что некоторые дистрибутивы слишком открыты со своими домашними каталогами.

Выводы

Ранее я устанавливал Void несколько раз, и он часто производил неоднозначное впечатление из-за той или иной проблемы. Оглядываясь назад, я подозреваю, что эти прошлые проблемы, часто связанные с функциональностью приложений или управлением пакетами, могли быть результатом тестирования выпусков musl дистрибутива, а не более распространенных выпусков glibc.

Даже во время этого теста, который, как мне кажется, по большей части прошел хорошо, все пошло не так, как надо. Void необычен тем, что он заставляет пользователей авторизоваться в live-диск, он не загружается в режиме UEFI на моем компьютере, а управление пакетами на live-диске, кажется, отключено. Когда дело доходит до установки, инсталлятор Void является функциональным и простым в навигации, но его текстовый интерфейс выглядит устаревшим по сравнению с такими установщиками, как Ubiquity и Calamares. Хотя я отдаю должное Void за то, что у него есть установщик, который должен работать одинаково, независимо от того, запускается ли он с рабочего стола или из командной строки.

После установки Void первоначальные неприятные впечатления продолжились, когда мне пришлось вручную установить и настроить аудиомикшер на панели задач, чтобы включить звук в таких приложениях, как Parole и Firefox.

После того, как Void был установлен и звук заработал, все действительно изменилось. Void необычайно легок и быстр. Рабочий стол Xfce работал без сбоев, и мне нравится, что дистрибутив поставляется с относительно небольшим набором приложений, оставляя меню приложений в основном свободным от беспорядка. XBPS, несмотря на его необычный синтаксис, работает на удивление быстро, и вскоре были установлены все дополнительные приложения, которые я хотел.

Void быстро запускается и не мешает пользователю. Я не увяз в шагах настройки или мастерах первого запуска. Не было никаких ярких эффектов или отвлекающих факторов. Void относительно минималистичен для десктопного дистрибутива, но то, что включено, работает плавно. Мне нравится простота дизайна, особенно в том, что касается runit и управления службами. Похоже, что большинство специфичных для дистрибутива функций, таких как runit и XBPS, хорошо документированы.

Что мне особенно интересно, это то, что Void кажется уникальным. В мире, где много спинов Debian и Arch Linux, иногда приятно найти дистрибутив, который делает что-то или несколько вещей по-другому. Void запускает большую часть того же программного обеспечения, что и другие дистрибутивы, но многие основы (инициализация, управление пакетами, основные системные библиотеки) отличаются. Они работают, они легче среднего, и в большинстве случаев они, кажется, созданы для упрощения системного администрирования.

Void, конечно, не является дистрибутивом для начинающих, похоже, что он предназначен для более опытных пользователей. Тех, кто хочет выжать из своих машин больше производительности, и будут чувствовать себя комфортно в командной строке. Я определенно попадаю в эту категорию и почувствовал себя как дома с Void, когда привык к использованию альтернативных инструментов, таких как XBPS. Если вы знакомы с командной строкой и жаждете как скорости, так и непрерывных релизов, Void покажется вам отличным выбором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий