рекомендации

вторник, 2 июня 2020 г.

Обзор дистрибутива Pop!_OS 20.04


Pop! _OS (или просто Pop, как я буду писать в большей части этой статьи) - это дистрибутив на базе Ubuntu, созданный System76. Он достаточно близок к своему родителю Ubuntu с точки зрения программного обеспечения, среды рабочего стола и функций, но вносит ряд изменений в пользовательский интерфейс и драйверы. Похоже, что Pop фокусируется на том, чтобы упростить использование десктопа для работы, особенно для людей, которые хотят сосредоточиться на использовании клавиатуры вместо перемещения курсора мыши.

Pop доступен в двух выпусках для 64-битных (x86_64) компьютеров. Одна версия поставляется с видео драйверами Intel и AMD, а другая - с драйверами NVIDIA. В остальном два издания кажутся одинаковыми. Установочный носитель весит 2 ГБ.

Последний выпуск Pop - это версия 20.04, которая основана на выпуске Ubuntu 20.04 LTS и поэтому должна получить пять лет обновлений безопасности. Доступно несколько новых функций. Одной из них является простой метод «укажи и щелкни» для привязки конкретного приложения к встроенной видеокарте ноутбука или видеокарте NVIDIA. Это должно помочь пользователям найти лучший баланс между производительностью и энергосбережением. В этом выпуске также больше внимания уделяется сочетаниям клавиш для управления окнами вместо использования мыши. Мы можем увидеть список всех доступных шоткатов управления окнами в меню уведомлений на рабочем столе под заголовком «View All Shortcuts». Я вернусь к этой функции позже.

Имеется дополнительная функция для автоматического позиционирования новых окон приложений. Эта функция по умолчанию отключена, но доступна через то же меню уведомлений в правом верхнем углу рабочего стола.

В области управления программным обеспечением Pop 20.04 предлагает несколько новых функций. Одной из них является инструмент обновления прошивки, который можно найти на панели настроек GNOME. Другая особенность заключается в том, что Pop включает поддержку Flatpak с включенным по умолчанию хранилищем Flathub. Хотя Ubuntu сосредоточена на пакетах Snap и по умолчанию не включает поддержку Flatpak, Pop работает в другом направлении и фокусируется на Flatpak, не включая Snap.

Установка

Pop загружается в графическую среду, в которой появляется окно, и просит нас выбрать предпочтительный язык из списка. Затем нас просят выбрать раскладку клавиатуры. Затем нас спрашивают, хотим ли мы выполнить чистую (guided) установку или выборочную (manual) установку. Опция guided устанавливает файловую систему ext4 с флагом noatime для уменьшения количества записей на диск, тогда как опция manual позволяет нам управлять разделами так, как нам нравится. На этом этапе мы также можем зашифровать жесткий диск. Затем установщик копирует файлы на жесткий диск и сообщает нам, когда он закончит, чтобы мы могли перезагрузить компьютер.



После того, как мы выберем язык и раскладку клавиатуры, установщик отобразит кнопку внизу окна, которая дает нам возможность «попробовать демонстрационный режим». При нажатии этой кнопки программа установки закрывается и запускается рабочий стол оболочки GNOME. Я расскажу больше о том, каково это запускать GNOME в Pop позже, но сейчас я хочу отметить, что живая среда показала себя хорошо, а рабочий стол оказался довольно отзывчивым и функциональным. Живая среда также подтвердила, что все мое оборудование было правильно обнаружено.

Первая загрузка

Когда мой новый экземпляр Pop загрузился в первый раз, появился экран приветствия. Это приветственное окно попросило меня подтвердить раскладку клавиатуры и спросило, хочу ли я включить или отключить службы определения местоположения. Затем меня попросили выбрать мой часовой пояс. Окно приветствия предложило соединить меня с моими учетными записями, такими как Google и Microsoft. Затем меня попросили задать имя пользователя и пароль. Окно приветствия исчезло и открыло мне рабочий стол GNOME. В будущем, когда запускался компьютер, Pop отображал графический экран входа в систему.

Первые впечатления

Когда Pop загружается, он открывает экран входа в систему с одним параметром сеанса (GNOME на X.Org). Это немного отличается от родительского дистрибутива, предлагающего два варианта: GNOME на X.Org или GNOME на Wayland. При входе в нашу учетную запись на рабочем столе GNOME появляется темная тема. Здесь смешиваются синий и черный цвета, что лично мне кажется легче, чем оранжево-фиолетовая тема Ubuntu. В левом верхнем углу есть меню Activities, панель пользователя и системный трей находятся вверху справа.

Ранее я заметил, что на рабочем столе нет кнопок управления окном, чтобы свернуть или развернуть приложения. Это немного неудобно, но несколько компенсируется пользовательскими сочетаниями клавиш Pop для управления окнами, к которым я вернусь позже.

Моим первоначальным впечатлением от рабочего стола Pop было то, что он работал гладко и обычно быстро реагировал, независимо от того, запущен ли он на виртуальной машине или на физическом оборудовании. Единственным исключением из этого правила было, когда я искал в меню Activities. Если я выполняю поиск приложения, которое уже установлено в системе, оно будет показано немедленно. Однако, если бы я искал программу, которая еще не установлена, окно Activities перестало бы отвечать на несколько секунд, пока оно проверяло бы соответствие в онлайн-репозиториях дистрибутива. Отключение поиска в репозиториях на панели настроек предотвратило это замедление.

Одним из визуальных аспектов, к которому я привык, было то, как Pop отображал кнопки-переключатели GNOME, которые обычно находятся на панели настроек. В некоторых дистрибутивах кнопки-переключатели соответствуют словам «on/off» или дают понять, когда кнопка активна, чтобы отразить ее состояние. Я обнаружил, что кнопки переключения Pop были менее очевидны в том, были ли они вначале включены или выключены.

Одно удобство, к кторому я привык при использовании Ubuntu, состояло в том, что доступ к меню приложения можно получить непосредственно из панели рабочего стола в левой части экрана. Pop делает доступ к меню приложения двухэтапным процессом. Сначала нам нужно открыть меню Activities, затем нажать кнопку меню приложения. Это небольшая разница, но я неоднократно ощущал ее во время теста, когда я только что переехал из Ubuntu за две недели до этого.

Одна из новых функций Pop - это тайловые окна. Эта функция не включена по умолчанию, и окна создаются и размещаются, как и на большинстве других рабочих столов. Однако включение автоматического размещения на тайлы из меню уведомлений приводит к тому, что окна помещаются на рабочий стол в виде сетки. Как существующие, так и новые окна помещаются в сетку при включении тайлинга. Когда мы отключаем автотайлинг, окна остаются в сетке до тех пор, пока мы не переместим их, а вновь созданные окна будут размещены вокруг рабочего стола, где для них есть место.



Поддержка железа

Pop хорошо интегрировался с VirtualBox и мог легко изменять размер своего рабочего стола. Производительность GNOME при работе в VirtualBox была хорошей в среднем диапазоне и примерно на одном уровне с другими распространенными десктопами, такими как KDE Plasma или MATE. Это резко контрастировало с попыткой запустить Ubuntu в VirtualBox, который был слишком медленным, чтобы быть практичным.

На рабочей станции все мое оборудование было обнаружено. GNOME  работал хорошо, с приличным быстродействием. Опять же, Pop обеспечил лучшую производительность, чем Ubuntu с тем же рабочим столом. Фактически, я обнаружил, что производительность рабочего стола Pop на виртуальной машине была примерно такой же, как у Ubuntu, работающей непосредственно на физическом оборудовании.

Новая установка Pop заняла около 5,4 ГБ дискового пространства. Для входа в новый сеанс GNOME потребовалось около 860 МБ оперативной памяти, и в течение одной-двух минут использование памяти быстро увеличилось до 1,1 ГБ без открытия каких-либо приложений. В принципе, использование памяти неуклонно оставалось в диапазоне 1,1 ГБ.

Программы

Pop поставляется с небольшой коллекцией приложений с открытым исходным кодом. Просматривая меню приложений, мы находим Firefox, LibreOffice, GNOME Calendar, Contacts и Files. Есть приложение Weather, почтовый клиент Geary и программа просмотра документов Evince. Доступна справочная документация по GNOME (представлена в виде Ubuntu Desktop Guide). Есть установщик пакетов Deb под названием Eddy, который помогает нам устанавливать новое программное обеспечение, перетаскивая пакеты Deb из файлового менеджера в окно Eddy.

На заднем плане мы находим коллекцию компиляторов GNU и программное обеспечение systemd init. Версия  ядра Linux 5.4.



Управление пакетами

Когда я использовал Pop, всякий раз, когда становились доступны обновления программного обеспечения, в верхней части рабочего стола появлялось уведомление. Управление программным обеспечением в основном осуществляется утилитой Pop! _Shop. Она имеет две вкладки. Первая вкладка отображает список категорий программного обеспечения, которые мы можем просматривать. На этой вкладке мы также можем вводить поисковые запросы для конкретных приложений. Нажатие на отображаемое приложение вызывает полное описание страницы программы вместе со скриншотами.

На странице описания приложения есть большая кнопка Install в верхней части окна. Нажатие на эту кнопку ставит приложение в очередь для загрузки. Что мне нравится в Pop! _Shop, так это то, что рядом с кнопкой «Install» имеется четкое указание на источник программного обеспечения. Большая часть программного обеспечения указана либо как файл Debian Ubuntu, либо как Flatpak. Однако некоторые пакеты поступают из собственных репозиториев Pop, и этот индикатор четко указывает нам конкретное происхождение программного обеспечения, что особенно удобно, если мы предпочитаем (или хотим избежать) переносимые пакеты. Например, браузер Chromium поставляется из репозиториев Deb's Pop. Это означает, что в отличие от пакета Ubuntu Chromium, который вызывает установку Snap, мы знаем, что на самом деле получаем пакет Pop Chromium Deb, когда нажимаем кнопку «Install».


Вторая вкладка в Shop отображает список установленных приложений. Мы можем нажать кнопку рядом с существующими пакетами, чтобы обновить их до последней версии. При нажатии на строку пакета открывается его страница описания, где мы можем либо обновить, либо удалить приложение. Shop также может обрабатывать обновления пакетов более низкого уровня (не только приложения для десктопов), и они объединяются в общую запись под названием «Operating System Updates».

В правом верхнем углу окна Shop есть кнопка, которая при нажатии помогает нам включить или отключить программные источники, включая репозитории Flatpak. Мне понравился Pop! _Shop. Центр программного обеспечения работал быстро и без сбоев. Мне нравится, что он четко отмечает источник приложений и позволяет легко настроить источники. Он нашел хороший баланс между беспроблемной работой с пакетами Flatpak и Deb, а также следит за тем, чтобы не было путаницы относительно того, какой тип пакета мы устанавливаем. Моя единственная проблема с Shop заключалась в том, что он запрашивает пароль пользователя для каждой установки или удаления пакета. Это означает, что если мы поставим в очередь пять пакетов для загрузки, Shop будет загружать их по одному, останавливаясь перед каждым, чтобы запросить пароль. 

Была одна проблема, с которой я столкнулся, которая могла быть связана с Shop или совпадением сроков. Однажды, во время серии обновлений, я отошел от компьютера, а когда вернулся и разблокировал экран, и рабочий стол остался (в основном) пустым. Верхняя панель была видна, но рабочий стол, обои и приложения были невидимы. Я не мог нажать на что-либо или увидеть какие-либо окна. Я мог переключиться на текстовый терминал и вызвать перезагрузку, но ничего, что я ни делал, не восстановило рабочий стол. Это происходило дважды, оба раза во время операций с пакетами, хотя это не обязательно является их прямым следствием.

Настройки

Ранее я упоминал, что одной из ключевых функций Pop являются сочетания клавиш на рабочем столе. Мы можем просмотреть все предустановленные горячие клавиши через меню уведомлений. Они предназначены для упрощения управления, изменения размера, перемещения, закрытия и открытия окон приложений с использованием только клавиатуры. Я экспериментировал с этими сочетаниями и очень их ценил. Я считаю, что GNOME в значительной степени полагается на мышь (или сложные, не интуитивные сочетания клавиш), в то время как сочетания клавиш Pop понятны и легко запоминаемы. Эту функцию я хотел бы увидеть в других дистрибутивах, а не только в тех, на которых работает GNOME.


Я также упоминал ранее, что в панели настроек есть графический инструмент обновления прошивки. Я убедился, что он присутствует, и проверил наличие обновлений прошивки, но для моего компьютера ничего не было найдено, поэтому я не смог проверить его работоспособность.

Я думаю, стоит упомянуть о том, что панель настроек в целом хорошо организована и работает хорошо. Мне нравится текущая двухпанельная компоновка GNOME для настроек, и я думаю, что она проста в использовании и быстрее перемещается, чем старая панель. Единственным инструментом, с которым у меня были проблемы, был менеджер аккаунтов. При настройке новых учетных записей пользователей мы должны либо предоставить длинный, сложный пароль для новых пользователей, либо вообще не вводить пароль. Среднего уровня не существует, и такой подход «все или ничего», похоже, только поощрит плохую практику безопасности.

На панели настроек есть элемент для проверки новых основных релизов Pop! _OS. Я использовал последнюю версию и, естественно, не смог использовать модуль настроек, чтобы попытаться обновить операционную систему.



Заключение

В то время как Pop! _OS может и остается самостоятельным, довольно дружественным, полнофункциональным дистрибутивом для настольных компьютеров, я провел большую часть своего времени, мысленно сравнивая релиз Pop 20.04 с Ubuntu 20.04, который я тестировал всего несколько недель назад. Например, у Pop есть схожий установщик, и оба они дружелюбны, но Pop показывает себя более упорядоченным, а его параметры более понятными. 

Темы и макет рабочего стола немного отличаются. Не слишком сильно с позиционированием элементов, но внешний вид и стиль двух реализаций GNOME разные. Ubuntu, скажем так, смел в выборе цвета, в то время как Pop придерживается более знакомой комбинации синего и черного.

Ubuntu использует два менеджера программного обеспечения (один для установки и удаления пакетов и один для обновления программного обеспечения), в то время как Pop использует только один. Чтобы сделать вещи более интересными, более трудоемкий Pop! _Shop снова более обтекаем, чем его Ubuntu-эквивалент.

Производительность Pop для настольных компьютеров примерно на уровне Ubuntu на том же тестовом оборудовании и в той же среде VirtualBox. Я нашел это особенно интересным, поскольку в двух дистрибутивах используется одно и то же ядро, один и тот же рабочий стол и большинство одинаковых версий программного обеспечения. Тем не менее, Pop стал явным победителем в обеих тестовых средах. Несмотря на улучшение скорости, использование памяти было примерно одинаковым.

Когда я работал с Ubuntu, я упоминал, что при использовании ext4 дистрибутив не загружался, а при использовании Ubuntu на ZFS часто приходилось запускать дистрибутив из консоли восстановления. Эта проблема не проявлялась на Pop и дистрибутив всегда загружался без проблем.

Мне интересно, что два дистрибутива могут иметь очень много общего, быть почти на 99% идентичными, но давать такие разные результаты. Небольшие изменения и сочетания клавиш, которые команда Pop внесла в свой дистрибутив, делают его гораздо более приятной в использовании операционной системой по сравнению с родительской системой, работающей на моем оборудовании. Эти небольшие изменения, крошечные настройки, могут показаться небольшими на бумаге, но они дали гораздо лучший опыт работы с GNOME Shell, чем на Ubuntu или Fedora на сегодняшний день, и я думаю, что это заставляет Pop! _OS работать далее в этом направлении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий